Враг зашёл с тыла. Часть III. Глобальное образование как форма сетевой войны

С наступлением «эры Фурсенко» (2004-2012) завершился перевод российского образования под внешнее управление. Решающим стало внесение поправок в закон об образовании, устранивших препятствия для полномасштабного внедрения «инновационных» идей глобализаторов. Следующим стал Ливанов, не только предложивший вдвое сократить число студентов, но и подготовивший все условия для массового вывоза молодых специалистов «на глобальный рынок»
(кликнуть на картинку для анимации)
С наступлением «эры Фурсенко» (2004-2012) завершается перевод российского образования под внешнее управление. Решающим событием тут становится внесение в 2007 г. поправок в закон об образовании, устранивших препятствия для полномасштабного внедрения «инновационных» идей.
Во-первых, в соответствии с ними был введён ФГОС (федеральный государственный общеобразовательный стандарт), утвердивший вместо чётко определённой суммы знаний и понятий мало понятные компетенции. Во-вторых, законодательная власть больше не участвовала в закреплении основных положений стандартов общего среднего образования, то есть исключалась необходимость закрепления стандарта федеральным законом. В-третьих, ликвидировалась трёхкомпонентная структура школьного учебного плана, отражавшая региональные и местные национально-культурные особенности, то есть всё содержание образования теперь стало спускаться сверху, из федерального министерства.

Как писали наши аналитики, теперь «у нас не остаётся никакой, хотя бы относительной независимости отечественной школы от геополитических конкурентов и прямых ненавистников нашего Отечества. Федеральное министерство образования становится фактически проводником, механизмом уничтожения возрождающейся русской школы, российского просвещения. Система складывается вполне очевидная. Концептуальные решения относительно российской школы, системы образования в целом принимаются за рубежом. В России их переводят на русский язык, облекают в околонаучную оболочку… Министерство образования и науки, другие государственные и муниципальные органы управления образованием используются просто как механизмы для трансляции и внедрения всех этих решений. А российское общество, все мы, наши дети, должны будем только “компетентно” под всё это подстраиваться, не имея никаких возможностей спорить или отказаться»[1].
Система параллельного внешнего управления российским образованием стала совершенно независимой не только от общества, но и от законодательной власти, а также от исполнительной власти и управления, которые используются просто как технические каналы реализации принятых извне решений.
Сразу после изменений в законе началось проталкивание новых стандартов общего образования т.н. "второго поколения", которые и были приняты в 2009-2012 гг. (в 2009 г. - для начального общего, в 2010 г. - для основного общего и в 2012 г. – для среднего (полного) общего образования). В 2009 г. начали принимать и новые стандарты высшего профобразования третьего поколения, согласно которым ВУЗы должны вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.



Это внедрение ЕГЭ, который по мере того, как уходили прежние директора школ и ректоры ВУЗов, получил возможность быть утверждённым в качестве обязательного, что и произошло в 2009 г. Выхолостив смысловую часть российского образования, он превратил его в профанацию, натаскивание на безграмотные тесты.
Это перестройка вузов в соответствии с требованиями коммерциализации и конкурентоспособности, обусловленная присоединением России к Болонской системе в 2003 г. Показательно, что координировать реализацию основных задач в соответствии с Болонской декларацией было поручено НФПК (который, вспомним, создавался как «операционно-бухгалтерская дирекция» по управлению средствами от МБРР)[9]. Именно на основе базовых принципов Болонского процесса и создавалось новое поколение образовательных стандартов с их ориентацией на компетенции и с обязательным подключением к их разработке профессиональных объединений работодателей. В соответствии с этим началась трансформация вузовских структур, переделка образовательных программ, нормативной базы и самой практики преподавания с точки зрения их гибкости и совместимости с потребностями европейского рынка труда[10].





Это привёло к активной бюрократизации образовательной сферы, представляющей собой общемировую тенденцию. Концентрация на формальной стороне образовательного процесса за счёт содержательной привела к ухудшению качества образования и к такому усилению власти клерков и чиновников – «академического менеджмента», которое оборачивается её произволом. Педагоги и преподаватели оказываются всё более бесправными и подконтрольными, что особенно усилилось в связи с введением видеонаблюдения в учебных заведениях, позволяющего организовать видеозапись в режиме реального времени через интернет. Всё это ведёт к существенному обесценению интеллектуального фактора и, самое главное, к значимости личности в процессе образования, поскольку преподаватель или научный сотрудник всё больше воспринимается в качестве абстрактной обезличенной фигуры.

Руководство проектом осуществляла А.Ф.Радченко (Фуфлыгина), она же руководитель федерального государственного учреждения «Аппарат Общественной палаты РФ», она же президент попечительского совета упомянутого фонда, который, в свою очередь, возглавил её брат С.Ф. Фуфлыгин, а вице-президентом стал С. Попов.
За время своего существования ММАСС инициировала 3 форсайт-проекта, проекты «НЕОбразование», разработала тренинги для бизнес-компаний на самореализацию, кадровые программы, направленные на повышение конкурентоспособности молодёжи («Школа молодого лидера», инициированная Администрацией Президента РФ, и программу «Корпоративный лидер ОАО РЖД», в которых участвовало 5,5 тыс. молодых людей), разработала концептуальные основы деятельности РОСНАНО и прочие проекты.

Но особенно продвинутыми являются высказывания президента Ассоциации С.В.Попова, автора «Декларации о праве детей на будущее», разработчика «школы будущего» и «новых способов мышления». Выступая на «Эхо Москвы» [18], он заявил: «Мы сделали проект “Новая школа”, в которой де-факто школы нет, а есть такие образовательные территории и среды… Например, в Соединённых Штатах более 10 миллионов человек образовали ассоциацию, называется «Общество без школы», и дети у них ни разу не ходят в школу до университета... Я не против классики, естественно, но возникает совершенно другая проблема: кто и как будет давать правила и умения ориентироваться в этом меняющемся мире и избавляться от знаний? ...Родители, как мы знаем, это уже отстой. И вот здесь то же самое с учителями». Поэтому дети перестают вообще общаться с родителями по важным вопросам, они в сообществах, они в новых технологиях, они в будущем».

- разрушение традиционной семьи - семейное законодательство должно переориентироваться на регулирование всевозможных форм семейных отношений в обществе, введение «компетентного родительства», переход к многообразию форм совместной жизни; (сам Попов С.В. назвал традиционную семью «тюрьмой для всех» и очень ратует за «развитие многообразных форм совместной жизни - гостевые браки, множественные браки, разнообразные воспитательные сообщества и т.д.); - обеспечение многообразия форм воспитания детей ( «дети растут в воспитательных сообществах» вместо «дети растут в семье», программы волонтёров вместо социальных служб); - формирование среды, благоприятной для ассимиляции и интеграции мигрантских сообществ в наше общество; - отказ от традиционной системы образования, поскольку современная школа устарела (мешают школьное воспитание, одновозрастные классы, предметное образование, урочная система, принцип отлаженной жизни и сам педагог – «профессиональный учитель», классно-урочная система начального образования, организованного предметным и дисциплинарным образом, как неконкурентоспособная относительно вызовов будущего); - переход к различным воспитательным и образовательным проектам, позволяющим быстро ориентироваться в современном мире (по Адамскому, в этом и состоит суть «компетенции»!) и представляющим альтернативу современной школе; реализуют их путём выстраивания поверх существующих институтов новых детских «территорий развития», так как дети развиваются и обучаются уже не в школах, а в условиях информации, СМИ, рекламы ТВ и интернета, то ест в сетях, и все эти формы должны быть превращены в образовательные, для чего должны быть приставлены компетентные воспитатели.

2018 – виртуальная имитация жизни, устройство для загрузки информации на кору головного мозга (это сделает возможным получение образования через интернет, и школы и вузы будут не нужны); 2020 – возможность полной роботизации и автоматизации; 2023 – робот-няня, робот-ребёнок; 2030 – генная модификация человека; чипизация человека.

Эта программа органично вписывается в проекты Российского трансгуманистического движения «Россия-2045», которое, в свою очередь, является частью всемирного движения трансгуманизма, представленного ассоциацией «Человечество плюс», и в проекты упоминавшегося нами Университета сингулярности, который создали NASA и Google. Эти проекты описаны в также упоминавшемся нами последнем докладе Национального совета по разведке США «Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры».
Так что «Детство 2030» – это не самостоятельный проект, и А.Радченко (Фуфлыгиана) – фигура не случайная.


Результатом такой работы мог бы стать план совместных действий, «дорожная карта», российскую часть которой уже готовит Общественная палата. Чтобы удобнее было вести совместную работу, Радченко предложила организовать постоянный российско-американский семинар «Детство 2030. Развилка будущего», который собирался бы два раза в год в России и в США. Более того, предлагалось выбрать в каждой стране по одному городу, в котором будет реализована модель «Города 2030, дружелюбного к детям»[20]. Эпопея с американцами закончилась неожиданным выходом последних в одностороннем порядке в январе 2013 г. из рабочей группы «Гражданское общество». А судьба проекта «Детство 2030» такова, что о нем замолчали после того, как он вызвал резкую критику общественности, хотя он сохраняет собственный сайт, информации на котором публиковалась до сентября 2014 г. (именно тогда Радченко ушла из аппарата управления ОП, а на её место пришёл первый замглавы Росмолодёжи С. Смирнов).
Но главное в другом – основные идеи этого проекта в той или иной форме включены в последние официальные документы, посвящённые детству, и определяют сегодня генеральную линию образовательной и воспитательной политики.

Подчеркнув, что ключевой проблемой является низкий спрос на инновации в экономике[22],стратегия указала на необходимость смещения акцентов с наращивания общих объёмов поддержки по всем направлениям на решение критических для инновационного развития проблем, и в этой связи особое внимание было уделено образованию, которое призвано сформировать нового человека – человека «инновационного». Образование должно быть адаптировано к новым условиям с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики жизненных установок, моделей поведения, знаний, компетенций и навыков - мобильности, склонности к предпринимательству, желания к непрерывному образованию, стремления к новому, креативности, готовности работы в команде в высококонкурентной среде, повышенной терпимости к риску и т.д. То есть речь идёт, действительно, о формировании новой породы людей, и если в самой Стратегии понятие «инновационный человек» предусмотрительно не упоминается (чтобы не вызвать соответствующей реакции со стороны думающей публики), то в проекте Стратегии, опубликованной Минэкономразвития в 2010 г., это понятие является ключевым, ему посвящена отдельная глава, в которой раскрывается его смысл и значение. В ней, в частности, говорится: «Ключевая задача инновационного развития, сопоставимая по важности и масштабности с суммой всех остальных – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. «Инновационный человек» - не синоним «инновационного предпринимателя». Предпринимательством во всех странах готово и может заниматься меньшинство населения. «Инновационный человек» - более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом»[23].

С учётом того, что для этого нужны в первую очередь кадры, предусматривается увеличение численности педагогов дошкольных образовательных учреждении, имеющих современную квалификации, в том числе через аттестацию кадров, обновление требований и формирование современных профессиональных стандартов. Предусматривается и содействие семьям в обучении продвинутых методик воспитания. Что касается вузов, то нормой станет использование механизмов оценки преподавателей с привлечением международного научного сообщества, что будут созданы условия для привлечения вузами на постоянную и временную основу иностранных специалистов, а также обеспечен допуск иностранных операторов в те сектора дополнительного профессионального образования, где программы российских образовательных учреждений слабо представлены или отсутствуют. Международная интеграция предполагает также повышение требований к результатам освоения программ по иностранным языкам и максимально полное распространение международных стандартов в области образования, науки, техники и управления, стимулирование международной мобильности студентов. Наконец, расширяется участие представителей высокотехнологичного бизнеса в управлении вузами, формировании и реализации их программ, а также в наблюдательных и попечительских советах (в обязательном порядке).



После проведения мониторинга Минобрнауки потребовало от высшей школы «самоочищения» - реорганизации (закрытия с присоединением к другому вузу) 132 неэффективных вуза, среди которых оказались такие известные, как РГТЭУ, РГГУ, ГУУ МПГУ, Московский архитектурный университет, Литературный институт им. Горького и др. Это вызвало массовые протесты студентов и преподавателей, после чего в отношении этих вузов был дан задний ход.
Однако главным шагом в планах инновационного развития образования стал майский указ Президента РФ № 599 2012 г., поставивший задачу по обеспечению вхождения к 2020 г. не менее 5 российских университетов в первую сотню мировых университетов, согласно мировому рейтингу. В соответствии с этим был разработан Проект 5-100 [26], заключающийся в «максимизации конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ». Характерной чертой этого проекта стало то, что он не связан с государством, о чём с удовлетворением заявил сам Д.Ливанов, говоря о команде, которая должна продвигать наши вузы: «Это не будут сотрудники министерства…, это будут люди, которые в наших российских университетах будут делать конкретные проекты и программы развития, направленные на достижение конкурентоспособности»[27]. То есть проект призван стать воплощением курса на слияние бизнеса, образования и науки, и отбор вузов было решено проводить на конкурсной основе с привлечением мировых лидеров в области консалтинга вроде McKinsey или PricewaterhouseCoopers в качестве независимых аудиторов. Однако финансовая поддержка прошедших конкурс вузов (около 20 млрд. долл.), должна быть обеспечена главным образом за счёт бюджетных денег, средств налогоплательщиков. Как заявил А. Волков, ректор Московской школы управления «Сколково», «надо увеличить вклады в образование – никуда от этого не деться, если мы хотим сыграть в мировую игру»[28].
Проект начал реализовываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 211 и Приказом Минобрнауки от 22 апреля 2013 г. «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкрентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». И хотя Минобрнауки является координатором проекта, конкурсный отбор вузов был проведён специальным Советом по повышению конкурентоспособности, состав которого был утверждён на основании Распоряжения Правительства РФ от 6 апреля 2013 г. № 529. Этот Совет представляет собой постоянно действующий международный совещательный и одновременно главный управляющий орган, осуществляющий всю внешнюю экспертизу и оценку результатов проекта, рассматривающий все вопросы развития ведущих вузов России, их отчёт по реализации планов мероприятий для внесения предложений по объемам финансирования, подготовки для Минобрнауки рекомендаций о поддержке и т.д. В него входят 6 российских и 6 зарубежных экспертов:
с российской стороны: - Ливанов Д.М.- министр образования и науки; - Волков А.Е. - профессор Московской школы управления Сколково; - Абрамов А.Г. - председатель совета директоров «Евраз плс»; - Алексеев О.Б. - советник дирекции по высокотехнологическим активам Группы компании Ренова - ведущей российской частной бизнес-группы, владеющей и управляющей активами в многочисленных отраслях экономики (председателем совета директоров Ренова является Вексельберг В.Ф., руководитель российской части проекта по созданию Инновационного центра в Сколково, а с июня 2010 г. – Президент Фонда Сколково); - Козлов ВВ. – академик, вице-президент Российской академии наук, директор Математического института им. Стеклова РАН, член Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию; - Греф Г.О. председатель Сбербанка; с зарубежной стороны: - Альбах Филип, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа; - Грант Малколм, бывший президент и ректор Университетского колледжа Лондона, эксперт в области привлечения инвестиций в сферу образования, а ныне – председатель национальной службы здравоохранения Великобритании; - Кроу Майкл, президент Университета штата Аризона, член Национальной академии общественной администрации США, один из создателей модели «Нового американского университета», эксперт в области применения новых методов в высшем образовании, экономических знаний и интеллектуального предпринимательства, - Мин Вейфанг, исполнительный директор Китайского Общества Стратегии развития образования, - Цуип Лап-ши, президент Гонконгского университета, реформатор, специалист по привлечению частных инвестиций, ученый-генетик, один из лидеров проекта по расшифровке генома человека, докторская в Университете Питтсбурга;


КОМУ ВОЙНА, А КОМУ МАТЬ РОДНА Степень открытости и интеграции российского образования в глобальную образовательную систему настолько велика, что на неё никоим образом не повлияло радикальное изменение геополитической ситуации после начала войны на Украине. Ни зверства нацистского режима Порошенко, поддерживаемого Западом, ни крайнее обострение информационно-психологической войны, ни санкции Запада в отношении России, ни объявление натовцами России своим главным противником наряду с ИГИЛ - ничто не повредило интенсивному сотрудничеству с «врагом», причём именно в той сфере, в которой формируется система ценностей и мировоззрение человека. Это естественно, если образование превращено в бизнес, а бизнес превыше всего. Д.Ливанов даже специально выделил этот вопрос в ходе своего визита в Политехнический университет 26 января 2015, указав, что изменившаяся экономическая ситуация и охлаждение отношений с западным миром, а также введение санкций в отношении России делают ещё важнее, чем раньше, гуманитарное сотрудничество и сотрудничество в сфере образования и научных исследований. «Мы видим свою задачу в том, чтобы не просто удерживать, но повышать уровень академического сотрудничества между российскими вузами и ведущими мировыми университетскими центрами. Всё, что связано с интернационализацией наших образовательных проектов, всё, что связано с новыми научными проектами, повторю, в текущей ситуации не утратило для нас актуальность. Могу сказать, что ни один из ведущих мировых образовательных и научных центров, с которыми мы сотрудничаем, не поддерживает и не принимает участие в замораживании и сокращении связей с нашей страной»[33]. Так же и финансирование высшего образования, в отличие от всех остальных статей расходов бюджета, остаётся на прежнем уровне.
Особенно контрастно на фоне развязанной острой информационно-психологической войны выглядит тесное сотрудничество с США по линии «ЭВРИКИ» - российско-американской программы повышения научно-исследовательского и предпринимательского потенциала российских университетов с помощью новых моделей научно-технического сотрудничества российских и американских вузов[34].
...ответственный за вывоз мозгов из Папуасии
...внешний контроль за законодателями России Программа «ЭВРИКА» имеет два этапа: 2010-2012 и 2013-2016. За первые два года USRF выделил России на «построение гражданского общества» более 17 миллионов долларов. На эти деньги с помощью российских партнёров была создана комплексная база данных по программам в области правового регулирования, в которую исправно заносится информация обо всех принимавших в них участие. Особое внимание американцы уделяют студентам юридических вузов, а также Высшему арбитражному суду.
Сейчас реализуется второй этап, в рамках которого у преподавателей, студентов, аспирантов и научных сотрудников должны быть сформированы «инновационный менталитет» и «навыки предпринимательской деятельности в научно-технической сфере», осуществлены «интеграция российских университетов в международное научно-образовательное пространство и выход на мировой уровень образовательных услуг», обеспечены «прочные связи с венчурными компаниями и привлечение капитала для стартапов» и «взаимовыгодного партнерства между исследовательскими и бизнес-сообществами США и России». Осуществляют эту программу: - Американские советы, чья миссия - глобальное образование, «построение мира в глобальном масштабе компетентных граждан, успешных учреждений и ответственных государств»[36]. Они выполняют функцию связующего звена между российскими вузами, американскими университетами и американским бизнес-сообществом, а также представляют программу ЭВРИКА на территории США. Спонсорами их выступают крупнейшие транснациональные корпорации, среди которых ExxonMobil, Goldman Sachs & Co., Coca-Cola Hellenic, различные фонды: Rockefeller Brothers Fund Rotary Club of Wilmette Foundation, Inc, Franklin Philanthropic Foundation, а также Американская торговая палата и др.[37]); - Нижегородский государственный университет им. Лобачевского - его рассматривают как модель рыночно ориентированного предпринимательского университета, который передаёт свой опыт в другие российские исследовательские университеты); - СП Национальный исследовательский университет информационных технологии, механики и оптики (ИТМО) - он сфокусирован на инновационном технологическом предпринимательстве, сотрудничает с НИУ ВШЭ и Университетом Лос-Анджелеса в Калифорнии; - Фонд содействия социальному развитию «Новая Евразия» в Консорциуме с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) и 7 ведущими российскими вузами (болшая часть которых теперь в Проекте 5-100), будет осуществлять деятельность по усилению роли ведущих университетов в формировании современных инновационных экосистем[38]. Информационным партнёром проекта является ООО «Марчмонт Капитал Партнерс», цель которого - интеграция предпринимателей из регионов России в мировое деловое сообщество[39].

Первый форум прошёл в 2012 г., затем в октябре 2014 г., следующий намечено провести в 2015 г. Председателем оргкомитета форума является Д. Дворкович, а среди его спонсоров - EI (мировой лидер в области налогообложения, сопровождения сделок, консультирования и аудита), Microsoft, Samsung Electronics, Hitachi и др. В рамках форума реализуется молодёжная программа, в которой участвуют российские университеты, а также юные инноваторы из 15 регионов России в возрасте от 7 до 15 лет[40]. Интернационализация образовательных проектов продолжается, но она имеет свою оборотную сторону, о которой руководство Минобрнауки во главе с Д.Ливановым говорить не любит. Речь идёт об «утечке мозгов» из России, носящей и так хронический характер, но возросшей именно в период управления «креативных» менеджеров. По данным Росстата, в 2012 уехали почти 123 тыс. человек, в 2013 - более 186 тыс. (и это был максимум с 1999 г.), а с апреля по декабрь 2014 – 203,6 тыс.[41]. Причём большая часть уехавших – это как раз «белые воротнички», научные работники, IT-разработчики, на которых делают ставку менеджеры от образования и которые побежали из страны в условиях западных санкций, когда появились серьёзные проблемы с финансированием инновационных проектов. Уехали те, кто хочет «капитализировать» свои мозги, а именно этому учит инновационная высшая школа.

КАК БИЗНЕС ПОГЛОЩАЕТ ВЫСШУЮ ШКОЛУ РОССИИ Наряду с НИУ ВШЭ центры «Сколково» играют теперь одну из ключевых ролей в бизнес-перестройке высшего образования. В конце 2012 г. Минобрнауки мобилизовало 100 ректоров и проректоров наших вузов на переобучение по программе, запущенной Московской школой управления (МШУ) «Сколково» в целях просвещения их относительно глобальных тенденций в системе образования и обучения диалогу с бизнесом и властью. Как заявил Д. Ливанов, руководство вузов надо обновить, поскольку во главе их должны стоять новые, бизнес-ориентированные люди[44]. В целях продвижения инновационного бизнеса и образования по распоряжению Председателя Правительства РФ В.Путина в августе 2011 г. было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ)[45]. Летом 2013 г. вместе с НИУ ВШЭ и МШУ «Сколково» оно разработало форсайт-проекты «Образование 2030» (Карта образования 2035) и «Форсайт компетенций 2030»[46]. Причём разработаны они были в ходе теплоходной поездки 500 бизнесменов, чиновников и других «креативных» деятелей (Форсайт-флот) и представлены как «общественная» стратегия. Д. Песков, директор группы АСИ «Молодые профессионалы» и член Экспертного совета Правительства РФ тогда объяснил: «Это совершенно новый тип общественного продукта, которого до сих пор практически не было в стране. У нас до сих пор считалось, что стратегия – это то, что пишет государство, или то, что делают компании ради своих коммерческих интересов. Сама возможность того, что общественные лидеры, бизнес и представители государства объединятся вместе ради формирования такой общественной стратегии, которая не требует прямого распределения государственных ресурсов, которая не требует включения иерархической модели управления, где сильные лидеры могут договариваться друг с другом и совместно реализовывать общую повестку – такого рода возможность не реализовывалась»[47]. Показательно, что первые версии этих «общесвенных» форсайт-проектов проверялись зарубежными экспертами, в частности, транснациональной кoмпанией Cisco, являющейся практически мировым монополистом в области сетевых технологий, предназначенных для Интернета. Так что не случайно руководство группы «Молодые профессионалы» главное внимание уделяет продвижению онлайн-образования МООС (Massive open online course).



______________________________________
[1] «Эвриканец Адамский». Екатеринбург, 2007
[2] Фурсов А.И. «Реформа» образования в России и её подоплёка// http://www.regnum.ru/news/polit/1465668.html
[3] http://www.isiorao.ru/
[4] http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
[5] http://communitarian.ru/
[6] http://минобрнауки.рф/
[7] http://asmolovpsy.ru/ru/video/89
[8] Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html
[9] http://www.bologna.ntf.ru/
[10] http://www.bstu.ru/about/important/vpo/reform
[11] http://www.ehea.info/
[12] http://www.ei-ie.org/en/websections/content_detail/3247
[13] http://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/08/23/rosstat-bezrabotica-sredi-molodezhi-v-rossii-dostigaet-30
http://www.bologna.ntf.ru/
[14] Бабинцев В.П., Римский В.П. Бюрократизация вуза как антиинтеллектуальный процесс // Наука. Искусство. Культура. № 4, 2014. С.6.
[15] Ридингс Б. Университет в руинах. М., 2010.
[16] Бабинцев В.П., Римский В.П. Указ. соч. С.12.
[17] http://s-mahat.org/cgi-bin/index.cgi?cont=193
[18] http://obrazovanie-ru.livejournal.com/156661.html
[19] http://detirossii.ru/15173.php
[20] http://kp.ru/daily/24433.5/601118/; http://zlobnig-v-2.livejournal.com/72159.html
[21] http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf
[22] В 2008г. доля произведённых российскими компаниями товаров и услуг в общемировых объемах экспорта высокотехнологичной продукции составила 0,25%.[23] Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Минэкономразвития, Москва, 2010[24] http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/586
[25] http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/17702/3466.pdf
[26] http://5top100.ru/
[27] «Сколково» поможет вывести 5 российских вузов в мировой ТОР-100 // http://slon.ru/economics/skolko_stoit_vyvesti_pyat_rossiyskikh_vuzov_v_mirovuyu_sotnyu-826779.xhtml
[28] Там же.
[29] Тайная миссия Сколково: Девять ключей к глобальной экономике инноваций // http://miptic.ru/publications_inv/a_50xiwb.php
[30] http://www.km.ru/front-projects/skolkovo-proryv-v-budushchee-ili-grandioznyi-raspil/sergei-komkov-skolkovskii-proekt-
[31] 1. Дальневосточный федеральный университет (ДФУ)
2. Казанский (Приволжский) федеральный университет
3. Московский физико-технический институт (МФТИ)
4. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
5. Национальный исследовательский Томский государственный университет
6. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
7. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
8. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
9. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
10. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
11. Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева
12. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
13.Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
14.Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики
15. Уральский федеральный университет
[32] Ассоциация образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» //http://globaluni.hse.ru/
[33] http://nasha-molodezh.ru/science/dmitriy-livanov-o-tom-kak-nayti-balans-mezhdu-naukoy-i-biznesom.html
[34] http://www.eureca-usrf.org/
[35] http://www.eureca-usrf.org/about/eureca.php; http://www.kp.ru/daily/25923.5/2874662/
[36] http://www.americancouncils.org/about
[37] http://www.americancouncils.org/about/partners-supporters/corporate-donors-sponsors
[38] http://www.eureca-usrf.org/about/eureca.php
[39] http://marchmont.ru/
[40] http://youthprogram.ru/about/
[41] http://www.gazeta.ru/business/2014/10/30/6282685.shtml; http://uk.businessinsider.com/russia-brain-drain-putin-ukraine-crimea-2014-12
[42] http://www.gazeta.ru/business/2014/10/30/6282685.shtml
[43] http://sibac.info/15052
[44] http://ria.ru/sk_news/20120815/724134223.html#ixzz3U1HrGF5O
[45] http://asi.ru/
[46] http://educationglobal.ru/
[47] http://www.lazarev.ru/news/41-2013-09-09-13-07-08/1398-2014-02-06-04-36-32.htm
[48] Цит. По: Еврезов Д.В., Майер Б.О. «Образование 2030» - вызов системе образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2(18) 2014. Там же.
[50] http://foresight.sfu-kras.ru/node/58
[51] http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
[52] http://izvestia.ru/news/582364#ixzz3RCal02Y1
[49] Агентство стратегических инициатив обсудило с ТУСУРом перспективы сотрудничества в области сетевого проектного образования // http://www.tusur.ru/ru/education/edu-process/gpo/gpo-news.html?path=2012/03.html