Загадки и мифы советской индустриализации (Часть III)

Напомню, что в предыдущей статье на основе анализа официальной внешнеторговой статистики СССР мы пришли к некоторым неожиданным выводам. В частности, выяснилось, что самыми «ударными» с точки зрения объемов импорта машин и оборудования оказались два пятилетия: 1924 -1928 гг. и 1929 -1933 гг. А вот в последующие годы наблюдалось достаточно резкое снижение импорта товаров инвестиционного назначения. Т.е. индустриализация как бы началась раньше (еще до первой пятилетки) и задолго до начала войны кончилась
(часть I, II)
В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
...Такая картина не совсем вписывается в общепринятые представления о социалистической индустриализации.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ КАЗНОКРАДСТВО?
Итак, поищем ответ на вопрос: чем обусловлены большие масштабы импорта СССР в период 1924-1928 гг.? В нашей литературе мне удалось найти лишь одну версию этого феномена: в годы, предшествовавшие индустриализации, цены на машины и оборудование, которые закупались Советским Союзом, были крайне завышенными. Это, в свою очередь объясняется двумя факторами. Во-первых, тем, что мировая экономика была на подъеме, цены на все росли. Отчасти, это действительно было так. Во-вторых, имел место так называемый «субъективный фактор». Этот фактор в сегодняшней России всем хорошо известен. Речь идет о коррупции чиновников, принимающих участие в различных государственных закупках, в том числе импортных. О «субъективном факторе» 1920-х гг. я читал у нескольких авторов. Так, исследователь сталинской эпохи А.Б. Мартиросян анализирует действия Л. Троцкого - главного чиновника, отвечавшего в первые годы после революции за закупки машин и оборудования за рубежом. Он пишет:
«…именно после пребывания «беса» (так автор называет Л. Троцкого – В.К.) за рубежом Запад взял за моду «принцип» так называемых «джентльменских соглашений» по усилению ограбления России за счет неимоверно задранных цен на промышленную продукцию, особенно на электрогенераторы и тяжелые электромоторы, без которых ни электростанций, ни заводов не построить. Кто из тех, кто тогда пребывал за границей, кроме главы Главконцесскома, мог знать истинные масштабы потребности СССР именно в этой продукции, срыв поставок которой из-за высокой цены непосредственно означал бы провал всей политики индустриализации Советского Союза, против чего Троцкий выступал с особой яростью?! Между тем, по упомянутым «джентльменским соглашениям» цены рекомендовалось завышать минимум на 60-70%, а, как правило, в 2-2,5 раза. А Троцкий, к слову сказать, в то время обладал еще и правом первой подписи по внешнеторговым договорам, в том числе и по поставкам оборудования. Естественно в рамках задранных до небес цен появилась возможность для столь хорошо знакомого всем «отката» в пользу все того же «беса». Благодаря разведке были установлены даже перечни оборудования, на которые распространялся принцип «джентльменских соглашений». Но кто мог столь точно подсказать Западу эти перечни?!»[1].
А.Б.Мартиросян далее отвечает на свой же риторический вопрос: Л. Троцкий. Версия вполне правдоподобная. Но только она объясняет возможные завышения стоимостных показателей импорта максимум до 1926 года. Л. Троцкий был замечен во многих аферах и махинациях в сфере импортных закупок. Самая крупная из них – закупки паровозов в Швеции. Тогда «бес революции» вывез из страны большие количества валюты и золота, которые ушли в американские банки. Но это было в 1920-1921 гг.[2]. К середине 1920-х гг. «бес революции» от курирования импортных закупок был полностью отстранен. Сталин через Наркомат внешней торговли и другие организации установил жесткий контроль над экспортно-импортными операциями. Государственная монополия внешней торговли последовательно проводилась в жизнь. Таким образом, данная версия не очень проясняет ситуацию в период 1924-1928 гг. Поэтому основной «рабочей» версией остается следующая: индустриализация в СССР началась за несколько лет до старта первой пятилетки.
МИФ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ КАК «ПОДАРКЕ» СТАЛИНУ
Индустриализация осуществлялась в период, когда мировая капиталистическая система вошла в фазу кризиса. А кризис, как известно, начался с паники на фондовом рынке США в октябре 1929 года. Цены на все виды товаров на мировом рынке стали падать. В том числе на машины и оборудование. Многие исследователи утверждают, что это было крайне благоприятное время для проведения индустриализации. Мол, поэтому и стоимостные объемы импорта машин и оборудования не изменились существенно по сравнению с периодом 1920-х гг. Утверждается, что большевики воспользовались экономическим кризисом и за бесценок скупали на мировом рынке машины и оборудование. В физическом выражении объема импорта инвестиционных товаров якобы значительно возросли. А капиталисты при этом были несказанно рады хоть что-то получить от своих «классовых врагов» за свой залежавшийся товар.
Некоторые авторы даже утверждают, что реальное решение об индустриализации было принято Сталиным лишь после того, как в Америке начался кризис. А до этого, мол, были лишь одни «лозунги об индустриализации». Кризис оказался неожиданным «подарком» Сталину, который смог от слов перейти к делу. Т.е. реальное начало советской индустриализации, согласно такой версии, с 1929 года отодвигается на 1930 год. Я вообще оставляю за рамками серьезного разговора фантазии некоторых авторов, которые утверждают, что экономический кризис на Западе спланировал и спровоцировал … Сталин[3]. Также оставляю за кадром разбор тех работ, в которых Сталину приписывают спасение мирового капитализма. Мол, благодаря тому, что СССР своими заказами во время кризиса поддерживал экономику Запада. Сразу скажу: некоторым странам (особенно Америке и Германии) СССР несколько смягчал кризис. Но выйти из кризиса Западу не удалось на протяжении всех 30-х годов, и он был прерван лишь начавшейся мировой войной. С нашей точки зрения, подобного рода увязки индустриализации в СССР и экономического кризиса на Западе относятся к разряду хорошо укоренившегося мифа.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В ТИСКАХ «НОЖНИЦ ЦЕН»
Итак, многие авторы подчеркивают, что если бы не кризис, то наша индустриализация не состоялась бы. Конечно, машины и оборудование на мировом рынке стали дешеветь по мере разворачивания экономического кризиса. Но, цены упали не сразу. Поставки сложных машин и оборудования по новым, более низким ценам, начались лишь в 1931 году. Почему? – Потому, что торговля машинами и оборудованием сильно отличается от торговли сырьем и потребительскими товарами. Между моментом заключения контракта (важнейшей частью которого является цена) и поставкой товара в случае машин и оборудования может пройти год или даже два года. Потому что такой товар начинает изготавливаться лишь после подписания контракта. А вот сырье и потребительские товары уже произведены, их поставки осуществляются «со склада». Но и это не самое главное. Авторы тезиса «кризис нам помог» забывают, что цены падали не только на импортируемые машины и оборудование, но также на экспортируемые Советским Союзом товары. Происходило снижение покупательной способности советского экспорта.
Попробуем разобраться: что быстрее дешевело – машины и оборудование, импортировавшиеся Советским Союзом, или сырье и продовольствие, которое экспортировал СССР? – Для этого опять обратимся к официальной статистике. Особенностью довоенной внешнеторговой статистики было то, что она содержала не только стоимостные показатели, но также универсальные физические показатели. Экспорт и импорт измерялся по весу (массе) в тоннах. Поскольку у нашей страны экспорт был преимущественно сырьевой, а в импорте преобладали готовые изделия, то масса экспорта при относительной стоимостной сбалансированности торговли всегда превышала массу импорта.
Табл.1. Внешняя торговля СССР за отдельные годы (млн. руб.; по курсу рубля 1950 г.)
Года/период* | Экспорт |
Импорт |
Превышение экспорта над импортом по массе (раз)
| ||
Млн. руб. | Масса, т |
Млн. руб. |
Масса, т | ||
1913* | 5298 | 24,1 |
4792 |
15,3 |
1,58 |
1920** | 5 | 0 |
32 |
0 |
- |
1924 | 1174 | 6,7 |
906 |
1,0 |
6,70 |
1925 | 2119 | 6,2 |
2882 |
1,8 |
3,44 |
1926 | 2527 | 7,9 |
2401 |
1,5 |
5,27 |
1927 | 2600 | 9,6 |
2642 |
1,8 |
5,33 |
1928 | 2799 | 8,9 |
3321 |
2,0 |
4,45 |
1924-1928 | 11219 | 39,3 |
12152 |
8,1 |
4,85 |
1929 | 3219 | 14,1 |
3069 | 2,0 |
7,05 |
1930 |
3612 |
21,3 |
3690 | 2,8 |
7,61 |
1931 |
2827 |
21,8 |
3851 | 3,5 |
6,23 |
1932 |
2004 |
18,0 |
2454 | 2,3 |
7,83 |
1933 |
1727 |
17,9 |
1214 | 1,2 |
14,92 |
1929-1933 |
13389 |
93,1 |
14278 |
11,8 |
7,89 |
1934 |
1458 |
17,3 |
810 | 1,0 |
17,30 |
1935 |
1281 |
17,2 |
841 | 1,2 |
14,33 |
1936 |
1082 |
14,2 |
1077 | 1,2 |
11,83 |
1937 |
1312 |
13,0 |
1016 | 1,3 |
10,00 |
1938 |
1021 |
9,5 |
1090 | 1,2 |
7,92 |
1934-1938 |
6154 |
71,2 |
4834 |
5,9 |
12,07 |
1939 |
462 |
4,3 |
745 |
0,8 |
5,38 |
1940 |
1066 |
4,6 |
1091 |
4,4 |
1,05 |
1939-1940 |
1528 |
8,9 |
1836 |
5,2 |
1,71 |
1929-1940 |
21071 |
173,2 |
20948 |
22,9 |
7,56 |
**Российская империя
***РСФСР
Источник: Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг. (Статистический обзор). – М.: Внешторгиздат, 1960
Как видно из табл. 1, превышение экспорта над импортом в физических единицах (тоннах) в период 1924-1928 гг. составляло в среднем 4,85. В 1929 -1933 гг. это превышение уже составило 7,89. А 1934-1938 гг. экспорт по массе превышал импорт более, чем в 12 раз. О чем это свидетельствует? О том, что покупательная способность советского экспорта в условиях развивавшегося мирового экономического кризиса неуклонно падала. СССР в 1930-е годы наращивал физические объемы своего экспорта только для того, чтобы поддержать физические объемы импорта.[1] Мартиросян А.Б. Кто привел войну в СССР? – М.:Яуза, Эксмо, 2007. С. 253