0 7707

Правительственная «маниловщина» Медведева

Правительственная «маниловщина» Медведева

Насколько можно судить, правительство идейных наследников Гайдара, Чубайса, Кудрина сотоварищи, приступило к активной имитации бурной деятельности во «исполнение указов президента»

Три громких выговора федеральным министрам со стоны президента за срыв сроков реализации предвыборных обещаний Путина и две громкие отставки министров (Сердюкова за превращение Минобороны в бюджетную «чёрную дыру», а Говоруна за непосещение рабочего места и несогласие с полученным выговором) дают свои результаты.

Даже в правительстве Медведева, которое уже продемонстрировало свою несостоятельность в реализации озвученной Путиным необходимости трансформации макроэкономической политики, проведения реиндустриализации на основе достижений современного технологического уклада и возрождения отечественной наукоёмкой промышленности, постепенно начинают понимать, что разговоры о скорой отставке премьер-министра и роспуске правительства не лишены оснований.

В настоящий момент роспуска кабинета министров и снятии председателя правительства ожидать сложно. Однако хроническая неспособность российских либералов, продолжающих реализацию катастрофичной политики по превращению России в «дойную корову» и сырьевой придаток Запада, разработать альтернативную стратегию развития, которая бы позволила осуществить качественное преобразование структуры экономики в пользу высокотехнологичных производств, вызывает острое недовольство в Кремле.

По-крайней мере, именно об этом говорит целый ряд факторов: усилившаяся в последние месяцы публичная критика президента в адрес правительства, введение процедуры постоянных отчётов министров перед президентом (напоминает отчитывание детей в детском саду), демонстративный отказ поехать в Давос, внезапно вспыхнувшая «борьба с коррупцией» (призванная, насколько можно судить, ослабить «рыночных фундаменталистов»).

Еще более отчётливо понимание президентом того тупика, а точнее финансово-экономической и социально-демографической пропасти, к которой привела реализация ультралиберальной политики «Вашингтонского консенсуса», демонстрирует тот факт, что впервые вокруг Путина стала формироваться команда вменяемых, высокопрофессиональных и патриотично настроенных экспертов и советников.

Да, пока дальше позитивных изменений в предвыборных лозунгах и появления здравого смысла в речах руководства страны дело так и не пошло, а реальные действия властей в корне противоречат всем этим благим пожеланиям. Так модернизация свелась к созданию внутреннего оффшора на картофельном поле Сколково, а пролоббированное сырьевыми олигархами и международными ТНК присоединение России к ВТО поставили страну в кабальных условия.

Между тем, Путин впервые за долгие годы отказался от услуг либерального клана, обслуживающего интересы транснационального капитала, и поручил лучшим отечественным учёным из Академии Наук разработать альтернативную стратегию устойчивого социально-экономического развития страны в условиях глобального кризиса.

Тот факт, что курирование разработки данной программы поручено видному российскому экономисту академику РАН Сергею Глазьеву, ставшему в середине лета 2012г. советником президента, наглядно свидетельствует, что и в «верхах» начинают осознавать масштабы утраты финансового суверенитета, тупиковость паразитической модели проедания нефтедолларов и неспособность обеспечить даже элементарный рост экономики.

Что касается последнего расширенного заседания правительства, то оно производит крайне противоречивое впечатление.

С одной стороны, наблюдается констатация и без того очевидных фактов и прописных истин: начиная от исчерпания модели «экономики трубы», критической значимости реиндустриализации, форсированного подъёма наукоёмких производств, отраслевой диверсификации экономики и преодоления «сырьевого проклятия». И заканчивая разговорами про необходимость повышения уровня жизни, сокращение имущественной пропасти, создание 25 млн. инновационных рабочих мест и снижение стоимости кредитных ресурсов.

С другой стороны, наблюдается хроническая неспособность финансово-экономического блока правительства предложить хоть какую-нибудь внятную и вменяемую альтернативу тому курсу, который довёл Россию до состояния сырьевой колонии и рынка сбыта для глобальных ТНК.

В своём нынешнем составе, особенно с нынешним вице-премьерским корпусом, - из «мальчика для битья» Аркадия Дворковича и провалившего антикризисную программу в 2008-9 гг. Игоря Шувалова, - правительство демонстрирует чудовищную некомпетентность и неадекватность стоящим перед страной вызовам.

В целом заседание правительства, которое в нарушение регламента проводил лично президент Путин, а премьер Медведев выглядел как отчитывающийся двоечник, в гораздо большей степени было похоже на сеанс массового гипноза, нежели на реальную попытку найти ответ на стоящие перед страной вызовы. Ничего толком и по делу сказано не было. Всё в очередной раз свелось к увеселительной беседе и раздаче ни к чему не обязывающихобещаний.

Путин весьма жёстко заявил об исчерпании проводившейся на протяжении последних 11 лет финансово-экономической политики, обрисовал стоящие перед страной вызовы и в очередной раз озвучил свои благие пожелания. Порадовало, что он вновь указал на необходимость пересмотра финансовой политики и подключение Банка России к формированию долгосрочных инвестиций в экономике.

Медведев, как рупор либерального клана, разразился целым ворохом абсолютно оторванных от какой бы то ни было реальности обещаний и рассуждений о том, как заживёт Россия к 2018г.

Министр экономики Андрей Белоусов, сделав реверанс в сторону либералов и указав на необходимость улучшения инвестиционного климата, всё-таки успел сказать, что Россия живёт в условиях аварийного состояния транспортной инфраструктуры и уже в самое скорое время будет неспособна перевозить производимые грузы. В ответ глава Минфина Антон Силуанов, как идейный последователь Кудрина, на полном серьёзе продолжил рассуждать о необходимости сохранения финансовой заначки на чёрный день и изъятии денег из российской экономики для передачи их на финансирование бюджетных дефицитов и модернизацию стратегических конкурентов России - в США, ЕС и Японии.

При этом он не удосужился напомнить, что благодаря проводимой им финансово-экономической политики только в 2012г. Россия понесла чистый инвестиционный убыток по уплате процентов в размере 53 млрд. долл. (данные Банка России), асуммарные потери от втягивания в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена на правах сырьевой колонии достигли 210 млрд. долл. или 50% федерального бюджета.

 

ПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ МЕДВЕДЕВА

Но наиболее примечательным все же было выступление Д.Медведева, производящее впечатление попытки напомнить о своей значимости президенту, выслужиться перед Путиным и создать иллюзию исполнения его предвыборных указов. По этой причине предправительства безапелляционно обещал построить коммунизм в отдельно взятой стране уже к 2030г. и создать на территории России глобальные экономические Васюки.

Главным перлом его речи стала «пятилетка эффективного развития», в рамках которой отечественная экономика должна будет расти темпами не менее 5% ежегодно.

Во-первых, в принципе не понятно, о какой пятилетке может идти речь, когда в России полностью ликвидированы системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов. Более того, ректор РАНХиГС Владимир Мау, являющийся руководителем «кузницы кадров» для руководства страны, договорился до того, что стратегическое планирование и прогнозирование - это «зло и пережиток прошлого».

Даже широко разрекламированный переход на 3-летний бюджетный цикл провалился на самом раннем этапе – чиновники толком не могут нормально исполнить и спрогнозировать бюджетные параметры даже на ближайший финансовый год.

Пятилетки имеют смысл только в том случае, если на высшем государственном уровне ведётся серьёзная работа по долгосрочному стратегическому планированию и прогнозированию вариантов развития. Даже в таких традиционно «рыночных» экономиках, как США, Германия, Франция, Япония, Южная Корея и т.д. ежегодно составляется от 700 до 3000 межотраслевых балансов и в полном объёме функционирует система индикативного (не командно-административного) планирования макроэкономических тенденции и изменения экономических закономерностей.

В России же благодаря усилиям доморощенных либералов, демонтированы практически все институты хоть сколько-нибудь серьёзного прогнозирования и планирования развития народного хозяйства. 

Во-вторых, о речь пятилетке могла бы идти только в том случае, если у правительства есть чёткое понимание того, каких целей оно намерено добиться, какими средствами и за счёт каких ресурсов. В противном случае ни трёхлетки, ни пятилетки, ни даже десятилетки становятся просто не нужны – поскольку они являются всего лишь инструментом для достижения целей социально-экономической политики.

Беда же российских правительственных чиновников в том, что они сами не знают, чего хотят достичь (кроме распила бюджетных ресурсов) и, что хуже всего, в принципе не понимают, что для этого нужно делать. Поэтому разговоры о «пятилетках» являются профанацией и пустой тратой времени и денег – когда никто не понимает что и как делать, временные рамки просто не нужны.

В-третьих, совершенно непонятно кто будет нести ответственность за реализации поставленных в рамках «эффективных пятилеток» планов – в условиях тотальной коррупции, преступной халатности и сращивания госаппарата с бизнесом, никакой системы контроля не будет в принципе. Чиновники прекрасно помнят провал пенсионной реформы, монетизации льгот, приватизации ЖКХ, повышения платности социальных услуг (образование, здравоохранение и т.д.), программы «Доступное жильё» и обещанного «удвоения ВВП». И они сами наотрез откажутся от создания действенного инструмента оценки эффективности своей деятельности, поскольку это станет смертельным приговором для их карьеры, а то и физической свободы.

Также отдельно имеет смысл напомнить, что заявленными темпами в 5% отечественная экономика не растёт уже больше 4 лет – после обвала на 7,8% в 2009г. по итогам 2010г. рост экономики не дотянул до 4,9%, в 2011г. сжался до 4,3%, а по итогам ушедшего 2012г. и вовсе оказался ниже 3,6%. Все это происходит на фоне роста цены на нефть на 40% в 2010-2011г., а по итогам 2012г. среднегодовая цена и вовсе обновила исторический максимум, достигнув 110 долл. за баррель. При этом прирост ВВП сжался с 4,9% в начале года до 1,9% в конце года, что убедительно демонстрирует дефолт «экономики трубы».

Поэтому абсолютно непонятно, за счёт каких факторов Медведев обещает обеспечить рост экономики на 5% в 2013г. при условии стагнации. Эта попытка выдать желаемое за действительное не имеет никакого отношения к действительности. Тем более невозможно объяснить радужный оптимизм премьера, когда в новом бюджете расходы государства на экономику, ЖКХ, образование и социальную сферу урезаны на 30-60%.

При этом в банковском секторе растет кризис ликвидности, усиливается вывоз капитала частным сектором (почти 1,8 трлн. рублей в 2012г.), а «бюджетные правила кудринистов» изымают деньги из экономики, формируя искусственный дефицит бюджета и одновременно втягивая государство в долги.

 

СЛЕПАЯ ВЕРА В ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ

Также премьер Медведев заявил, что инвестиции в российскую экономику в течение ближайших 5 лет должны вырасти в 2 раза. Т.е. ежегодные темпы роста капитальных вложений должны достигать 15% на протяжении 2013-2018гг. Для сего России требуется «улучшать инвестиционный климат» и бороться за привлечение иностранного капитала.

Откуда возьмутся столь высокие темы роста инвестиционных вложений совершенно непонятно, если по итогам 2012г. прирост финансовых вложений в основой капитал увеличился лишь на 6,7%, что в 2,2 раза ниже требуемых показателей. Более того, по объёму накопленного капитала в основные фонды (станки, оборудование, здания, производственные мощности, инфраструктура) современная Россия как минимум на 55% уступает РСФСР образца 1990г., а по объёму ежегодных вложений находится где-то на уровне 1960-х годов.

Кроме того, то что чиновники называют «иностранными инвестициями» на 92% состоит из иностранных кредитов, предоставленных российским компаниям за рубежом (в 2000-м году доля кредитов составляла менее 58%). При этом транснациональные корпорации и глобальные ИТ-монополии, делают всё, чтобы блокировать передачу современных технологий в руки стратегических конкурентов. Никто в США, ЕС или Японии не собирается собственными руками создавать себе конкурентов в России в условиях нарастающей конкуренции и обострения кризисных явлений в мировой экономике.

Крайне жёсткая системы защиты прав интеллектуальной собственности и продажи патентов, продвигаемая глобальными ТНК, уже стала одним из ключевых факторов провала Дохийского раунда переговоров ВТО и вызывает протест слаборазвитых стран, застрявших в средневековой архаике. Уровень локализации производства на совместных автосборочных предприятиях как составлял 25-30% в 2005г., так и остаётся на этом уровне сегодня. Глобальные корпорации, видя преступную халатность и коррупционность чиновников, продолжают рассматривать Россию в качестве «банановой республики», из которой целесообразно выкачивать все соки.

 

АПК И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Также Медведев коснулся ситуации в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе, которые, несмотря на колоссальный приток нефтедолларов за последние 11 лет (практически 3,5 трлн. долл. или 1780% ВВП России) и захлёбывающийся от притока нефтедолларов бюджет (без дела на счетах Банка России и комбанков в начале 2013г. лежало свыше 8,8 трлн. рублей, или 77% федерального бюджета), по-прежнему пребывают в кризисном и коматозном состоянии.

Однако это нисколько не смутило предправительства, который заявил, что Россия должна вернуться в список ведущих аграрных держав мира. Каким образом премьер намеревается это сделать в условиях, когда в среднем на долю продукции иностранных производителей приходится свыше 55% продовольствия в целом по стране и порядка 70-75% в крупных городах-миллионерах, совершенно не понятно.

Тем более, что на протяжении последних лет зависимость России от импортного продовольствия только нарастала, а с присоединением к ВТО отечественные аграрии становятся в принципе неконкурентоспособны.

Для сравнения, импортные пошлины на свинину упали в 8 раз – с 40 до 5%, что ставит под удар практически все свинокомплексы и частные хозяйства населения, в которых сосредоточено практически 30% всего поголовья свиней. Напомним, что за период 1990-2011гг. поголовье свиней не только не выросло, но даже сократилось более чем в 2,2 раза – с 38,3 до 17,2 млн. голов.

Ещё больше опасений вызывает предложение премьера, принимая во внимание повреждённое сознание российских либералов и их хроническую неспособность сделать хоть что-нибудь созидательное. Поэтому весьма благой лозунг грозит обернуться колоссальным стратегическими потерями для России. Поскольку речь идет не о комплексной модернизации АПК, повышении глубины переработки сельхоз сырья, развитии высокотехнологичных производств, производящих конкурентоспособную готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В силу менталитета либерала, Медведев скрыто предлагает гнать за рубеж всё больше сельхоз сырья (пшеницу, овёс, ячмень и пр.), что означает дополнение нефтяной «иглы» продовольственной. Так уже было в конце 19 и начале 20-го века в царской России, когда отечественная деиндустриализированная экономика попала в критическую зависимость от экспорта сельхоз сырья – «недоедим, но вывезем».

В качестве действенной, по меркам самого премьер-министра, меры по стимулированию сельского хозяйства Медведев указал на необходимость возведения 4 млн. метров жилья для молодых семей и специалистов. Безусловно, решать жилищный вопрос на селе необходимо, однако отечественные аграрии сворачивают производства постольку, поскольку их созидательная деятельность оказывается просто нерентабельной – с связи с произволом перекупщиков, крупных торговых сетей, коррупционных поборов, безудержного роста цен на ГСМ, чудовищно дорогие кредиты, аварийное состояние инфраструктуры, моральный и физический износ производственных мощностей (за 70-75%). На этом фоне аграрии получают лишь 10-12 копеек с рубля произведённой продукции.

Принимая во внимание многократно заниженные объёмы финансовой поддержки отечественных сельхозпроизводителей со стороны государства (в расчёте на гектар сельхозугодий разница достигает 40-45 раз по сравнению со странами ЕС), это ставит крест на отечественном АПК и провоцирует упадок села. Из сельской местности бегут по той простой причине, что люди не хотят жить в нищете и впроголодь.. Средние заработные платы в с/х в два раза ниже среднего показателя по России (25,9 тыс. рублей) и составляют менее 13,8 тыс. рублей.

Также премьер Медведев вскользь затронул вопросы социальной политики и указал на необходимость уже третьей за последние 11 лет, пенсионной реформы. Также глава правительства заявил, что каким-то образом уже к 2018г. численность населения России достигнет 145 млн. человек. С тем учетом, что именно за эти направления Д. Медведевотвечал на протяжении последнего десятилетия, совершенно непонятно, как он собирается ломать собственные провальные конструкции. Тем более, когда он сотоварищи окончательно взяли курс на скрытую приватизацию бюджетной сферы – монетизацию льгот, приватизацию ЖКХ, внесение поправок в ФЗ-83, ювенальную юстицию и т.д.

Совершенно не объясним с точки зрения здравого смысла расчёт Медведева, что после вымирания на 150 тыс. человек в 2011г. и едва заметный прирост населения на 4,6 тыс. человек в 2012г. (первый «условный прирост» за последние 20 лет либерального погрома), в ближайшие 5 лет население России будет увеличиваться практически на 800 тыс. человек ежегодно.

Единственный вариант – за счёт усиления наплыва иммигрантов и низкоквалифицированной рабочей силы из слаборазвитых республик Средней Азии. Поскольку этнически русское большинство в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке продолжает вымирать сотнями тысяч человек в год.

 

ИМИТАЦИЯ БУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МАНИЛОВЩИНА ПРАВИТЕЛЬСТВА

Другими словами, иначе как «маниловщиной» и абсолютно оторванными от реалий жизни рассуждениями выступление Дмитрия Медведева назвать не получается. Также как и всё заседание правительства, на котором резонно был вынесен смертельный диагноз регрессивной макроэкономической политике «роста без развития» (т.е. «структурной деградации») и модели проедания нефтедолларов, но ни слова не было сказано о том, что действительно нужно делать руководству страны.

Это заседание кабинета министров не только выявило хроническую недееспособность нынешнего состава правительства (за очень редким исключением), но и дефолт всей ультралиберальной мысли в России. Она завела страну в тупик и вместо предложения реальной стратегии выхода из кризиса начала заниматься раздачей совершенно нереализуемых обещаний.

Если в экспертном сообществе уже дано стало очевидно, что нынешний состав финансово-экономического блока правительства, как и его руководящий состав, в принципе не способен вывести страну из состояния сырьевой колонии, дать стимул повышению уровня жизни и реальной модернизации производственной базы, то руководство страны могло убедиться в этом собственными глазами. Вопрос лишь в том, какие последуют выводы и кадровые решения. Если раньше закрывать глаза на бардак в правительстве и дезинтеграцию экономики ещё было можно (высокие цены на нефть спасали ситуацию), то сегодня такой возможности нет.

Либо Россия рухнет в жёсткий системный кризис под грузом накопленных структурных дисбалансов, либо руководство страны по собственной инициативе начнёт радикально менять подходы к финансово-экономической политике и займётся исполнением своих прямых служебных обязанностей: борьбой с коррупцией, ограничением произвола монополий, заморозит безудержный рост тарифов естественных монополий, ЖКХ и цен на ГСМ, модернизирует инфраструктуру, нарастит масштабы финансовой поддержки национальной экономики, образования и социальной сферы, а также вернёт Банка России под контроль государства, построит мощную национальную инвестиционную систему, в разы снизит стоимость кредитных ресурсов и преодолеет инвестиционный кризис в наукоёмких отраслях промышленности.

К сожалению, практически никаких позитивных сдвигов в указанном направлении не происходит – дальше пространных обещаний «построить коммунизм» к 2018г. и вывести страну на передовые рубежи мировой экономики дело так и не идёт.


Жуковский Владислав

Добавить комментарий