Население и бизнес заставляют платить за произвол монополий и коррупционеров

Министерство экономики России признало, что никакой борьбы с произволом коррупционеров и монополий как не велось, так и не будет вестись. Зато чиновники предлагают повысить к 2030 г. расходы населения на оплату газа и электроэнергии в 4,6 и 5 раз соответственно, что приведёт к падению уровня жизни 70% россиян
НИЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ЗАПЛАТИТ ЗА ПРОИЗВОЛ МОНОПОЛИЙ И КОРРУПЦИОННЫЙ БЕСПРЕДЕЛ
Больше всего опасений вызывает тот факт, что именно рядовые граждане из своего кармана будут вынуждены в очередной раз оплатит безумство властей, произвол монополий и коррупционные поборы сросшихся с олигархическим бизнесом чиновников.
Согласно официальным данным всё того же Росстата, за период 2000-2011гг. средний размер пенсии в России вырос в 10 раз – с 823 до 8272 рублей. Доходы российских граждан, полученные путём суммирования многомиллиардных доходов российских олигархов (прохоровых, обрамовичей, дерипасок, лисиных, усмановых и прочих представителей «оффшорной аристократии»), сверхприбылей коррумпированных чиновников, спекулянтов и нищенских доходов врачей, учителей, учёных и пенсионеров выросли в 9 раз – с 2281 до 20700 рублей. Приблизительно аналогичная ситуация складывается с заработными платами, которые, по официальным данным Росстата, за период с 2000 по 2011г. выросли в 10-11 раз — с 2,2 до 22,5 тыс. рублей.
Однако, согласно крайне политкорректным и «причёсанным» оценкам всё того же Росстата, за эти же 11 лет построения «сувенирной демократии» тарифы на услуги ЖКХ, транспортные перевозки, газ, ГСМ и электроэнергию выросли в 11-15 раз. Более того, по оценкам независимых от Кремля экспертов, в частности бывшего главы НИИ Статистики Росстата Василия Симчеры, а также академиков С. Глазьева, О. Богомолова и Н. Петракова, тарифы на услуги естественных монополий, газ и ЖКХ подскочили в 15-25 раз.
Таблица 1. Изменение структуры потребительских расходов домашних хозяйств в России (в % к итогу)
Источник: расчёты автора по данным Росстата
По данным всё того же Росстата, за период 2000-2011гг. цены на холодное водоснабжение и водоотведение, только в соответствии с «причёсанными» данными официальной статистики, подскочили в 15 раз, отопление жилья подорожало в 14 раз, плата за съём социального жилья выросла в 12,7 раз, цены на газ увеличились в 8,5 раз, плата за телефон выросла в цене в 7,2 раза.
Цены на электроэнергию после погрома единой энергосистемы РАО ЕЭС, затевавшегося российскими «рыночными фундаменталистами» под благие лозунги о «модернизации производства», «преодоления дефицита мощностей», «стимулирования конкуренции» и «снижения цен на энергию», как и ожидалось, вместо снижения подскочили в 6,4 раза.
Притом что инвестиционная программа капитальных вложений отреформированных энергетиков не была выполнена и на 30-35% от запланированного уровня, о чём в 2010г. был вынужден заявить даже тогдашний премьер Путин. Вместо модернизации производства и снижения непроизводительных издержек энергетики, занимаются открытым шантажом правительства, бизнеса и населения, тарифы растут на 15-20% ежегодно. Притом что установленные мощности РАО ЕЭС распродавались по цене в 4-7 раз ниже рыночной (250-300 долл. за кВт.), а некогда профицитные области Дальнего Востока и Восточной Сибири загнаны в глубокий энергодефицит.
Нужно прекрасно отдавать себе отчёт в том, что официальные оценки Росстата, который испытывает на себе, насколько можно судить по его постоянным статистическим манипуляциям, колоссальное политические давление со стороны властей, не имеют никакого отношения к действительности. Мало того, что лучшие отечественные макроэкономисты и учёные буквально на пальцах показывают властям, что стоимость жизни в России растёт не на 6-8%, как говорит правительство, а на 15-20%, так ещё и нынешний глава Сбербанка экс-министр экономики России Герман Греф косвенно признал несостоятельность официальных оценок темпа роста цен.
Буквально в середине ноября на заседании наблюдательного совета крупнейшего госбанка России он предложил провести «индексацию» вознаграждения членов набсовета не на 5,5-6%, а на целых 10%. В силу того, что в составе потребительской корзины 60% малоимущих слоёв населения России свыше 55-70% приходится на продукты питания, оплату слуг ЖКХ, естественных монополий и транспорта, растущих в цене в 1,5-2 раза быстрее общей инфляции, логично предположить, что реальная «социальная инфляция» для 70% населения с доходами менее средней заработной платы по России превышает 17-20%.
Эта оценка Грефа совпадает с расчётами экс-главы НИИ Статистики Росстата Василия Симчеры, которые указывает, что так называемая «социальная инфляция» для 60% населения России, относимых Институтом Социологии РАН к бедным и нищим слоям населения, достигает 20-22%. Если принять эту величину в качестве среднегодовых темпов роста потребительских цен (практически совпадает с величиной дефлятора ВВП в последние годы), то окажется, что накопленный за период 2000-2011гг. прирост цен составляет не 321%, как показывает Росстат, а как минимум 830-870%. Другими словами, широко разрекламированный в СМИ «рост благосостояния российских граждан» на деле оказался очередным хорошо продаваемым в предвыборный период мифом.
Практически целиком и полностью номинальный рост доходов населения был съеден скачком цен на товары и услуги, спровоцированным произволом монополий, задиранием цен со стороны торговых перекупщиков, коррупционными поборами, непозволительно дорогими кредитами, аварийным состояние базовой жизнеобеспечивающей инфраструктуры, а также устаревшими производственными и управленческими технологиями.
Стремительный рост цен на услуги естественных монополий и жилищно-коммунальной мафии, поборы которой были, по сути дела, легитимизированы и узаконены после приватизации системы ЖКХ в начале 2000-х годов, не мог не сказаться на уровне жизни населения и качественной структуре потребительской корзины. Согласно официальным данным всё того же Росстата, за период 2003-2010гг. произошла существенная деградация и примитивизация структуры потребительских расходов населения России.
Таблица 2. Изменение структуры потребительских расходов домашних хозяйств в России (в % к итогу)
Источник: расчёты автора по данным Росстата
Удельный вес расходов на жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и отопление подскочили с 10,5% до 11,3% от совокупных расходов, из которых на водоснабжение и коммунальные услуги – с 2,6 до 2,9%, на электроэнергию и газ – с 4,3 до 5,5%, на горячее водоснабжение – с 2,4 до 3,1%.
Также существенно подскочила доля расходов на транспорт – с 2,8% до 3,1%, на услуги связи – с 2,4% до 3,8%, на культуру и отдых – с 6% до 6,8%, на здравоохранение – с 2,2% до 3,3%. Притом что удельный вес затрат на медикаменты вырос с 1,3% до 1,8%, на амбулаторные услуги – с 0,7% до 1,1%. На самом деле, если прекратить суммировать доходы российских сырьевых олигархов, монополистов и коррумпированных чиновников с доходами 70% бедного населения, то получится, что на долю затрат на услуги естественных монополий, ЖКХ, продуктов питания и транспорта у них приходится свыше 60-70% расходной части бюджета.
Ещё наглядней масштабы деградации качества потребительской корзины российских граждан становятся при анализе агрегированных, т.е. обобщённых статей потребительских расходов. Согласно официальным данным всё того же Росстата, за период 2003-2010гг. на фоне легитимизации произвола жилищно-коммунальной мафии и постоянных олигополистических сговоров крупных нефтегазовых гигантов удельный вес расходов на ЖКХ и топливо увеличился с 10,5% до 11,28%.
Одновременно с этим с 9,16% до 14,94% подскочил удельный вес затрат на транспорт, что также обусловлено произволом крупных транспортных монополистов – начиная от РЖД и метрополитена и заканчивая недостаточной конкуренцией и отсутствием антимонопольного контроля за авиаперевозчиками и муниципальным транспортом.
Доля затрат на связь в структуре потребительских расходов выросла с 2,4% до 3,8%, тогда как удельный вес безудержно дорожающих услуг здравоохранения и культурного досуга в связи с целенаправленной политикой правящий властей на приватизацию бюджетной сферы увеличился с 2,22% и 5,97% до 3,23% и 6,75% соответственно. Как уже отмечалось ранее, это стало прямым следствием взятого российскими властями курса на приватизацию бюджетной сферы и повышение платности базовых социальных услуг. Монетизация льгот, приватизация бюджетной сферы, сокращение бюджетных мест в ВУЗах, принятие поправок в ФЗ-83 (расширение платности социальных услуг) привели к тому, что для 60% населения России с доходами менее 15 тыс. рублей социальные услуги стадии непозволительной роскошью.
Также сложно в откровенно позитивном ключе интерпретировать снижение удельного веса затрат на предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом. Безусловно, в определённой степени этому способствует усиливающийся наплыв дешёвого китайского и субсидируемого европейского импорта, который в силу роста предложения товаров давит на цены в сторону их снижения.
Однако в не меньшей степени это объясняется тем простым фактом, что практически полная безнаказанность энергетиков, сырьевых олигархов, жилищно-коммунальных служб, транспортных монополий и оптово-розничных перекупщиков, провоцирующая раскрутку инфляции в экономики, спровоцировала ускоренный рост цен на многие товары и услуги первой необходимости – начиная от газа и света и заканчивая слугами здравоохранения. В результате чего у российских граждан просто не остаётся средств на приобретение бытовой техники и предметов домашнего обихода. Неудивительно, что согласно социологическим опросам порядка 60% россиян просто не в силах позволить себе купить крупную бытовую технику и товары длительного пользования (холодильник, телевизор и т.д.) без потребительского кредита. По европейским меркам это также расценивается как индикатор бедности.