«Мягкая сила» против Ирана

Научное сообщество США предлагает своему руководству действовать против Тегерана более хитро
Возвращаясь к упомянутой монографии, можно сделать определенные выводы из пожеланий сотрудников RAND Corp. Американские эксперты рекомендуют правительству Соединенных Штатов провести набор градуированных дипломатических действий, стремясь первыми остановить иранскую ядерную программу до того, как она перейдет в фазу ядерного оружия, сохранив рычаги для обеспечения возможного соблюдения Ираном всех своих обязательств по ДНЯО. При этом они отмечают, что дипломатия вряд ли принесет существенные достижения до тех пор, пока у власти будет нынешнее иранское руководство. Тем не менее, США нужны надежные каналы связи с иранским режимом, чтобы собирать информацию, предупредительные сигналы, избегать нежелательных конфликтов и двигаться в направлении согласия, если предстанет такая возможность. Можно предположить, что для установления таких каналов связи будут применены как традиционные разведывательные методы, так и услуги посредников - от соседей Ирана до дружественных режимов, которые Вашингтон может использовать как прокси-страны. В связи с этим усиление влияния США в Азербайджане и ухудшение отношений этого государства с Российской Федерацией должно являться определенным сигналом. А попытки сместить нынешнее правительство Ирана с помощью прямого или тайного вмешательства авторы доклада оценивают как крайне нежелательное, что может привести к обратному эффекту, подорвав доверие к США и укрепив положение нынешних иранских лидеров. Вероятнее всего, США будут продолжать действовать методом «мягкой силы», в том числе, через соседние арабские страны, где они достигли определенных успехов в «продвижении демократии». И действовать они будут исходя из долгосрочной перспективы с учетом их культуры, политических идеалов и самой политики. Авторы также отмечают, что нынешняя ситуация в Иране подразумевает, что «Персидская весна» вполне возможна. В этом вопросе большая ставка делается на «Зеленое движение» в Иране, и «демократическое» вмешательство, скорее всего, будет осуществляться двумя опциями: через ООН и риторику нарушения прав человека, а так же посредством активной поддержки диссидентов в Иране. Следовательно, Тегеран должен тщательно контролировать любые попытки политического дирижирования гражданскими процессами в своей стране извне. Конечно же активная геополитическая динамика, наблюдаемая сейчас на Ближнем Востоке, может внезапно обнаружить новые вызовы, возможности и угрозы, как для Ирана, так и для других стран региона. Тот же Израиль до начала 2000-х гг. не рассматривал Иран как своего соперника, и у обеих стран были четкие геополитические приоритеты – Персидский залив для Ирана и Восточное Средиземноморье для Израиля. Лишь после того, как Иран разработал и успешно испытал новые ракеты-носители и начал интенсифицировать работы с ядерной программой, Израиль запаниковал, неожиданно увидев в Тегеране угрозу своему существованию. Кроме того, нельзя исключать и «шиитскую весну» в Бахрейне и Саудовской Аравии, где постоянная протестная активность однозначно действует как против местных режимов, так и против их патрона в лице США.