1 6655

Сергей Ключников. Когнитивные войны (первого уровня)

Сергей Ключников. Когнитивные войны (первого уровня)

Директор центра практической психологии Сергей Ключников о войнах сознания и проблемах безопасности общества в сфере информационного воздействия. Ведущий Дмитрий Перетолчин


Комментарии

Любая наука, как известно, состоит из определения предмета науки и теории этого предмета. Предмет науки – это явление, которое наука должна изучать, а теория – это система представлений о предмете науки, которая и составляет содержание науки.

О предмете науки обычно говорит само название науки. Например: металловедение – это наука о металлах. Металлы – это предмет науки металловедения, а теория металлов составляет содержание науки металловедения. Аналогично: гидродинамика – это наука о движении воды («гидро» – это «вода» на греческом языке, а «динамо» – «движение»). Движение воды – это предмет гидродинамики, а теория движения воды составляет содержание гидродинамики.

Слово «психология» переводится с греческого языка как «душеведение». «Психе» (psyche) – это «душа» на греческом языке, а «логос» (logos) – «ведение». Стало быть предметом ведения психологии является душа (психика), а содержанием науки психологии должна быть теория души (теория психики).

Психологи (душеведы) должны ведать душу – должны знать, что такое душа, как она устроена, из чего состоит, какими качествами обладает и пр. Однако если спросить психологов: «Что такое душа?» – они уверенно ответят – «Этого никто не знает»! Мало того: психологи не только не знают, что такое душа, они ещё и отрицают её существование. Психологи говорят, что такого органа, как душа в теле человека нет. Психологов не смущает, что отрицая существование души, они отрицают существование предмета науки психологии.

Если подойти к вопросу о душе иначе и попросить психологов дать определение психики, то и тут у них выйдет заминка. Дело в том, что в психологии нет единого определения психики. Говорят, что, сколько существует кафедр психологии, столько существует и определений психики. Сходятся психологи лишь в том, что ещё никто не дал вразумительного определения психики.

Вот, например, что пишет декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии В. А. Аверин в учебном пособии «Психология личности» (в абзаце предшествующем разделу «Ещё раз о предмете психологии личности»):

Итак, мы встречаемся с парадоксальным фактом. Есть наука, … но никто не в состоянии вразумительно определить предмет изучения.
… можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии … отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.
Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой.
(Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001 г.)

Определение предмета науки – это понятие о предмете науки. Если нет вразумительного определения предмета науки – это значит, что у психологов нет понятия о предмете науки... 
[url=http://www.nikolaytatarow.narod.ru/03-9.htm#7]Далее[/url] ...

Добавить комментарий