1 15467

ГЕОПОЛИТИКА РУССКОГО ДУХА (Часть 4) На пространствах Великой Евразийской Орды

ГЕОПОЛИТИКА РУССКОГО ДУХА (Часть 4) На пространствах Великой Евразийской Орды

Уже говорилось, что на степных пространствах от Китая и Японии включительно, Средней Азии, Среднем и Ближнем Востоке, до Балкан доминировало в основном христианство в его несторианской форме, смешанное с тенгрианством и рядом других языческих воззрений. На таком духовном фундаменте формировалась имперская государственность Чингисхана и чингизидов


  Уже говорилось, что на степных пространствах от Китая и Японии включительно, Средней Азии, Среднем и Ближнем Востоке, до Балкан доминировало в основном христианство в его несторианской[1] форме, смешанное с тенгрианством и рядом других  языческих воззрений. На таком духовном фундаменте формировалась имперская государственность Чингисхана и чингизидов, а также развивались взаимоотношения с Юго-Западной и Северо-Восточной Русью.
Сам Чингисхан по облику был светловолосым и светлоглазым, т.е. антропологическим русом, индоевропейцем. Некоторые исследователи считают его угром, что сути не меняет. Родом происходил из Прибайкалья, территории древнего восточносибирского скифского мира. По вере был ближе к тенгрианству и несторианству. Одной из целей, вокруг которой он сплотил «людей длинной воли», было намерение оградить земли и народы Алтая от нравственного разложения семитами Великого Шёлкового пути. Ядро его войск составляли исконные русские сибиряки. Чингисхан предпочитал больше доверять православным князьям северо-восточной Руси, чем южнославянским и западным землям,  поражённым латинством и хазаро-еврейством.
Потрясатель Вселенной Чингисхан восстановил и взял на вооружение древнюю, русскую «национальную идею», которая на несколько веков определила мировоззрение и геополитику чингизидов и христианского ядра Великой степи. Идея состояла в том, чтобы первоначально  объединить степные земли и народы в единой имперской государственности, затем инструментом этого централизованного христианского государства воссоздать русо-славянскую державу от Тихого до Атлантического океана. Чингисхан, завещая своим потомкам дальнейшее расширение Империи, в качестве главного видел западное стратегическое направление – ответный крестовый поход в Южную и Западную Европу по пути своих арийских предшественников хунну – гуннов. Конечная цель была достичь «последнего моря».
Для этого была принята Великая Книга Ясы и начата реализация восточной, южной, западной и северной геостратегии, в дальнейшем продолженная чингизидами, хулагидами и, очевидно, вследствие геополитической инерции, омусульманинными и тюркизированными тимуридами.  В ХV – ХVI веках, когда ослаб русский христианско-языческий компонент государственности, а на первые роли вышла тюрско-мусульманская прослойка последовало закономерное крушение Великой империи. Позже эта геополитика была наследована Московским царством и Российской империей, в которой была ёмко сформулирована вторая часть русской национальной идеи – Третий Рим и Православие,  Самодержавие, Народность. К слову, во Второй мировой войне 1939 – 1945 годов  этот русский глубинный архетип возродился в СССР и уверенно сработал в  неафишируемом провокационно-коммунистическом лозунге «Дойдём до Ла-Манша!». Другой формой этого архетипа стал проект воссоздания Европейского Славянского союзного конфедеративного государства. Однако, сионистско – коммунистическое крыло КПСС не дало осуществиться этому русо-славянскому проекту и в начале 60-х годов его похоронило. Победил «пролетарский интернационализм».
Более двадцати лет потребовалось Чингисхану и его наследникам для расширения  своей империи на восточном и южном направлениях. Только к 1234 году чингизидами были в основном решены задачи в Северном Китае. Была захвачена столица империи и центр китайской еврейской общины Кайфэн. Заступничество одного из советников Чингисхана спасло город от полного разрушения. Государство Цзинь пало, однако, ещё в течение 45 лет продолжилась война с Сунской  империей. Была присоединена Южная Сибирь, вся Корея, среднеазиатское мусульманское государство Хорезмшахов, завоёваны Иран, Закавказье и земли аланов на Северном Кавказе. Выход с юга в половецкие степи обозначил, по существу, начало реализации северного геополитического вектора. Половцы отступили на запад в сторону границы Киевских земель и попросили помощи у русских князей. Чингисхан не планировал воевать с Русью, однако опрометчивое и недальновидное убийство ордынских несторианских послов сделало столкновение неизбежным и надолго обусловило враждебные отношения между русским православием и несторианскими священниками, которые перестали допускать к причастию православных верующих. Весной 1223 года объединённые силы южнорусских князей и половцев были жестоко разгромлены на реке Калке. Дальнейшее движение на север при жизни Чингисхана продолжилось до Волжской Булгарии.
Реализацию задач на западном и северном русском геополитическом направлениях чингизиды продолжили через десятилетие. В 1235 году, закончив в основном с войной в Китае, курултай принял решение о походе на Запад. Кампания готовилась обстоятельно, через купцов и евреев, контролировавших Великий Шёлковый путь от Китая до Испании, собиралась разведывательная информация о землях и народах, вероисповеданиях, возможных союзниках и противниках. Предстояло решить множество проблем от дипломатических и финансово-экономических до обеспечения войск продовольствием, фуражом, местной живой силой и т.п. Договариваться и/или воевать предстояло с половцами и булгарами, Владимирской, Новгородской, Московской и Литовской Русью, Польшей, Венгрией, Чехией, Балканскими народами и, надо полагать, с католической Европой, прежде всего Венецией, Генуей и Италией. Очевидно, важно было обеспечить на всё время похода стратегический нейтралитет Латинской империи на территории  Византии и Германской империи Гогенштауфенов, которая жёстко противостояла папскому престолу Григория IХ. В обязательном порядке чингизидам необходимо было наладить дружеские союзнические отношения с Византийской и Русской православными церквями и их епархиями в различных княжествах.
Судя по имеющейся исторической информации, при организации и в ходе самого похода по наиболее твёрдо стоявшей в Православной вере Северо-Восточной Руси христианам Батыя удавалось договариваться с иерархами Русской православной Церкви и некоторыми князьями. Поэтому разгром ратей и разорение Рязанской, Владимиро-Суздальской, Московской земель были осуществлены в достаточно щадящем режиме, а Новгород удалось избавить от нашествия. Кроме того, очевидно, что захваченные города стали базами для отдыха и пополнения Батыевых войск в суровых условия зимнего похода. В дальнейшем князья были обязаны выплачивать дань для содержания степной армии и участвовать в походах на прозападные русские земли и в Европу.Фридрих II Штауфен Поход Батыя в 1242 году через Польшу, Чехию, Венгрию до Адриатики был русско-византийским православным геополитическим ответом на экспансию неандертало-негроидного Запада. Одновременно это была и помощь союзнической роли Священной Римской империи германской нации Гогенштауфенов. В это же время император Фридрих II Штауфен, всегда верный салическим франкам, предпринял собственный поход на католический Рим папы Григория IХ. Процесс подготовки похода Батыем занял около 5 лет. Поэтому, Ватикан, имея данные о разрабатываемой стратегической операции, предпринял превентивные меры и задействовал шведскую корону и рыцарский орден Тевтонов для нападения на Северо-Восточную Русь  в 1240 и 1242 гг.
После отдыха и накопления сил в 1239 – 1241 годах продолжилось движение чингизидов на запад, были разгромлены Южная Русь, Черниговское княжество, Киев и Галицко-Волынское княжество. Объединив восточные и западные русские земли, пополнив тумены дружинами русских князей и бояр, Батый стал готов к выполнению главной геополитической задачи – ответному удару по католической Европе и папскому престолу в Риме. Основными целями Русской христианско-православной стратегии были остановка и отбрасывание западноевропейской экспансии и  разгром католических рыцарских Орденов, помощь Никейской империи и Византийской православной церкви в борьбе против Латинских крестоносных государств и возвращение Константинополя, предотвращение мусульманизации Ближнего и Среднего Востока и защита тем самым собственного южного подбрюшья,  а также укрепление РПЦ на русско-славянских землях.
О духовно-религиозных и геополитических истоках этого похода говорят записи Иво - французского священника из Нарбонны. Находясь в Вене, Иво записал рассказ англичанина, попавшего в австрийский плен, который около 20 лет служил переводчиком ханской ставке Батыя. Иво перечисляет причины, затеянного чингизидами западного похода, которые, как правило, тесно связаны с общим замыслом и целями. Среди них – перенос к себе мощей царей-волхвов из Кёльна, принёсших дары младенцу Иисусу. «Положить предел жадности и гордыне римлян, которые в древности их угнетали». «Покорить», надо понимать объединить, помочь варварским и гиперборейским народам, смирить тевтонов. «Научиться у галлов военному делу». Захватить плодородные земли. Наконец, совершить паломничество к Святому Якову - первому  христианскому апостолу великомученику, захоронение которого было обнаружено в IХ веке в Галисии на северо-западе Испании, т.е. достичь «последнего моря». Красноречивым свидетельством является также письмо Батыя папе, которое в конце 1230-х годов венгерский монах Юлий привёз в Рим. В нём Батый обращается к Григорию IХ  с требованием немедленной капитуляции не просто как к одному из западноевропейских владетельных правителей, но как к субъекту вполне геополитического уровня: «Я знаю, вы богатый и могущественный царь… (но) для вас будет лучше, если вы покоритесь мне по собственной воле». Как бы там ни было, очень многое говорит о фундаментальной геополитике чингизидов и сводить западный поход Батыя к примитивному грабежу цивилизованных европейцев дикими монголами язычниками это значит скрывать истинную геоисторию наших предков.
В соответствии с очевидными стратегическими договорённостями Батый двинулся в поход на Запад в 1241 году и в то же время подступили к Риму войска Германского императора Фридриха II Штауфена с целью смещения папы Григория IХ и захвата Римского престола. Фридрих остаётся там до мая 1243 года. Судя по всему, он нисколько не опасался за свои южные границы, на которых находились русско-ордынские войска Батыя.
Император Священной Римской империи германской нации Фридрих II продолжил политику Гогенштауфенов по установлению имперского господства в Италии и вступил в острый конфликт с Римской курией, узурпировавшей с IV века папскую власть. Курия – главный административный орган Святого Престола и Ватикана делала всё чтобы подчинить себе не только королевские дома Европы, но и добиться всемирной светской власти. Фактически Curia Roma управляла в Риме задолго до Рождества Христова. Curia – первичное значение шайка, двор, товарищество. Ей отдавался приоритет в создании латинского языка – древнего «эсперанто». Члены курии в своей деятельности в полной мере использовали эзотерические знания, чёрную магию, вызывали «чудеса» и т.п. Именно курия была невидимой властью, которая в Древнем Риме руководила сенатом, а при империи – императорами. Сенат провозгласил курию непогрешимым оракулом, а её главу – верховным понтификом, наименованием которое сегодня носит папа Римский. Римская курия как геополитический субъект имеет значительный вес в современном глобальном мироустройстве.
Фридрих II был по происхождению норманном и германцем, т.е. русом-славянином и имел общий признак со своими предками – являлся умным, образцовым представителем русо-германской владетельной семьи и военной касты, добивавшейся объединения Западной Европы на монархических имперских принципах и восстановления законного права на управление землями, захваченными в результате этнической экспансии семито-хамитов, берберов, маранов, сделавших своим изощрённым и могучим инструментом папский престол в Риме. Фридрих всегда оставался верным салическим франкам и салическому закону, по которому монархический престол наследуется членами династии по нисходящей непрерывной мужской линии отца к старшему сыну и т.д. Отправляясь в начале 40-х годов ХIII века на завоевание папских земель, не мог, разумеется, не учитывать общности своих геополитических интересов с интересами молодой, обороняющейся от латинства, русской государственности, её степной военной организации Золотой Орды чингизидов, православной Византийско-Никейской империи и Русской православной церкви.
Однако, геополитическая ситуация в целом находилась под контролем папского престола и менялась не в пользу Германской империи. Если на первом этапе «папской революции» VVIII веков жертвой стала династия Меровингов, то на её втором этапе ХI – ХIII веков усилия Римской курии были направлены на свержение династии Гогенштауфенов (1138 – 1254 гг.), которые вполне успешно правили Западной Европой. Несмотря на то, что были крещены по католическому обряду они стремились установить отношения государства и церкви по примеру Византийской «симфонии властей». В противостоянии Гогенштауфенам папы сплачивали средиземноморские города и образовали Ломбардскую лигу, поддерживали евреев и запрещённое церковными канонами ростовщичество, подняли восстание и свергли Фридриха I Барбароссу. Последним императором стал его внук Фридрих II, неоднократно отлучённый папой от церкви.
Со смертью папы Григория IХ в 1241 году и избранием в 1243 году на папский престол Иннокентия IV, генуэзца, марана Синибальдио Фиески, откровенного юдофила, претендента на верховную светскую власть, сделавшего Тевтонский орден своим военным инструментом на Востоке против русских земель, ситуация вокруг династии ухудшилась.  В 1245 году на Вселенском соборе Иннокентий IV добился низложения  Фридриха II с императорского трона. В разгар войны с гвельфовской пропапской Ломбардской лигой в 1250 году Фридрих II неожиданно умер. С его смертью завершилась объединительная политика германских императоров и династия Штауфенов потерпела поражение. Победила Римская курия. В Священной Римской империи начался династический кризис и длительный период междуцарствия. Вступление на престол в 1273 году династии Габсбургов не привело к централизации верховной власти, центробежные тенденции продолжали нарастать, а роль правителей региональных княжеств усиливаться.
Итак, во время Западного похода 1241 – 1242 годов войска Батыя, Субедея и Бурендея, состоявшие в основном из русских и ордынских христиан, разбили польского князя Генриха Благочестивого и венгерского короля Белу IV, которые активно насаждали католичество в русских землях. Прошли также по Чехии, Австрии, Болгарии пересекли замёрший Дунай и вторглись в Хорватию, захватили Загреб, вышли к Адриатике. Уже рукой было подать до Венеции, а там Рим и Галисия. Однако, из Каракорума пришло известие о смерти великого хана Угедея – сына Чингисхана. Великий Западный поход пришлось сворачивать.
После свержения династии Гогенштауфенов основным направлением наступления крестоносного латинства становится Православная Русь. Защититься своими силами от организованных рыцарских армий с латной конницей и арбалетчиками лесная Русь, раздробленная на многие княжества, без существенной военной силы, конечно, не могла. Можно было выиграть одну-другую битву, как например на Чудском озере, но не длительную войну. А такая война была неизбежна, так как папа объявил крестовый  поход против православия. Русь как западную, так и восточную ожидала участь Византии, захваченной венецианскими евреями совместно с крестоносцами в 1204 году, разграбленной и лишённой своего духовного православного имперского центра – Константинополя.
В этой непростой ситуации восточная Русь сделала важный шаг в сфере внутренней геополитики. В 1243 году князь владимирский Ярослав Всеволодович на съезде русских князей предложил заключить союз с главой рода Борджигинов Батыем и признать кагана царём, то есть, по существу, узаконить, ввести в твёрдо прописанные юридические рамки объективно сложившиеся отношения между дезорганизованной лесной Русью и своей второй половиной – сюзереном, обладающей огромным военным потенциалом Русской Степью. Сын Ярослава Александр Невский пошёл дальше, заключив с ханом Берке оборонительный союз, а также побратавшись с сыном Батыя Сартаком, крещённым по несторианскому обряду. В результате крестовый поход не состоялся, проникновение латинства и еврейства затормозилось. Таким образом, Русская земля вошла в состав улуса Джучиева, не потеряла автономии, отстояла право не облагать данью некоторые княжества, церковные и монастырские земли, сохранила православную веру и культуру, унаследованную от Византии. Будущая Великороссия примкнула к Золотой Орде и, по существу, оказалась на одном уровне с Белой и Синей Ордой в Джучиевом улусе. Западные и южные  русские княжества, которые по собственной воле отказались от союза со степной империей, были позже захвачены окатоличенными Польшей и Литвой.
Итак, крестовый поход в католическую Европу завершился вполне успешно, однако поставленные геополитические цели были выполнены лишь частично. Удалось консолидировать пространства лесной Руси и Степи не только за счёт военной силы, но и на широкой христианско-языческой основе, задержать на некоторое время проникновение магометанства и принятия его в качестве государственной религии Золотой Орды. Главное, что ещё не было сделано это помощь  Никейской империи и Византийскому патриарху в  борьбе с исламом и возвращение Константинополя из под власти Латинских государств.
Между тем, как упоминалось, крестовые походы с вполне геополитическими целями осуществлялись не только с запада на восток, но и с востока на запад и с севера на юг. То есть, христианские Русь и Степь, при определённом участии заинтересованных Константинополя и Православной Церкви, осуществляли ответные геостратегические операции в Европу, Персию, на Ближний Восток и Иерусалим с попыткой выхода в Египет. В истории об одной из этих акций Восточно-христианских народов невнятно говорится как о «жёлтом крестовом походе».
После смерти сына Чингисхана Угедея великим ханом в 1246 году был избран Гуюк, сын Угедея. Сам Гуюк склонялся к православию и, не имея достаточной поддержки среди сподвижников - ветеранов, приглашал на совет в Орду византийских, сирийских, кавказских и русских священников, заинтересованных в продолжении похода на католическую Европу. Планировалось продолжение западного похода поэтому необходима была поддержка православных стран в войне, которую объявил православию Ватикан. Несториане же видели в римо-католиках союзников и не желали войны с европейскими государствами и папским Римом. Верхушка несториан – уйгурские финансисты хотели покорить страны Востока, отнять у еврейско-мусульманских купцов караванные дороги и перехватить огромные прибыли. Прибывший в Орду  для переговоров великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович был оклеветан боярином-западником из своей свиты и отравлен по приказу матери Гуюка – несторианки Туракины. Видимо, эта несторианская интрига отодвинула договор с православной Русью, который позже был заключён сыном Александром Ярославичем Невским. Однако, союз с Великой Ордой заключила Никейская империя, что позволило православным грекам содействовать «жёлтому крестовому походу» Хулагу хана и впоследствии освободить Константинополь.
Хубилай хан и его воины. Это татары или монголы? После внезапной смерти Гуюка на престол, при поддержке Батыя, был возведён старший сын Тулуя Мункэ – вождь несторианской партии и участник похода в Европу. Остальные дети Тулуя Хубилай, Хулагу и Ариг-буга также были воспитаны в духе уважения христианской религии, хотя по Ясе не могли быть крещены в православие. На курултае 1251 года было решено приостановить западный геополитический вектор, завершить восточный и реализовать южное направление, чтобы помочь Византии. Во главе армий Мунке поставил своих братьев. Окончательное подчинение Китая возглавил несторианин Хубилай и закончил покорением империи Сун. Поход на Палестину – Хулагу хан, жена которого была ревностной несторианкой, а во главе войск стоял фанатичный несторианин племянник Кит-Бука. На оба эти похода христиане возлагали большие надежды, причём несторианская церковь в своих интересах особенно энергично лоббировала «жёлтый крестовый поход». 
Донесение Хубилай хану правителю великой Русо-славянской империи «Жёлтый крестовый поход» под руководством Хулагу хана начался в 1252 году после тщательной и всесторонней подготовки. Главной идеей похода была защита христианской веры. Первым делом был уничтожен орден исмаилитов-низаритов, ассасинов – шиитское террористическое государство и крепость Аламут в Западной Персии, которое создал тайный иудей Хасан ибн Саббах. В 1258 году пал Багдад, завершено завоевание Месопотамии и покорение Сирии, правитель Насир, правнук Салах ад-Дина подчинился Хулагу хану. Наступление близких по вере несториан было воспринято христианским населением Ближнего Востока как избавление от мусульманского гнёта и иудейского торгово-экономического ограбления. Во всех городах, оказывавших сопротивление, первым делом сжигались мечети, с местными христианами воины делились добычей, с еврейскими торговцами и ростовщиками население разбиралось самостоятельно. 
Последней опорой мусульманского мира оставался Египет. Казалось, впереди открывается реальная перспектива создания гигантской христианско-православной Русско-ордынско-византийской империи. К тому же степняки – ордынцы на Востоке для большинства населения, включая принявших мусульманство, были антропологически и этнически «своими» в отличие от семитов арабов и евреев, то есть, были славяно-русами, тюрками, индоевропейцами. 
В христианской Европе, узнав о разгроме сарацинов, ликовали и сравнивали Хулагу хана с равноапостольным императором Константином, а его жену – несторианку с равноапостольной царицей Еленой. Казалось, так же, что восстановление изначального единого православного христианства и преодоление схизмы не за горами. Однако, Римская курия и Святой престол смотрели иначе. Заигрывания папы с несторианами, сменились интригами, анафемствованием своих князей, нарушением договорённостей ради  конкретной цели восстановить на Востоке Латинскую империю и прерогативы венециано-генуэзцев. Крестоносцы - христиане и египетские мамлюки - мусульмане совместно нанесли неожиданный удар по ордынским войскам. Кит-Буки потерпел поражение, попал в плен и был казнён в сентябре 1260 года. Тем не менее, в июне 1261 года никейские императорские войска, благодаря помощи Орды Хулагу хана, отбили Царьград у крестоносцев, Латинская империя перестала существовать, мусульмане-сельджуки были существенно ослаблены. Очевидно, нельзя однозначно считать, что «жёлтый крестовый поход» завершился неудачей. В геополитическом смысле это была победа, хотя и не полная.
Так или иначе, Великая империя Тартария при Хубилай хане (1260 – 1295) географически простиралась на 4/5 Евразии. Столицей династии Юань был древний город восточно-сибирского скифского мира, нынешний Пекин. Это был самый цветущий период существования русо-арийского государства. Геополитический идеал славянина Александра Македонского – владеть миром – был повторён и осуществлён в ещё больших масштабах ханами – царями Великой степной империи. О политическом размахе русо-славяно-тюркской державы говорит состав курултаев ХIII века, в котором участвовали и считали за честь быть приглашёнными князья, старейшины, администраторы Средней, Северной и Восточной Азии, русские великие князья, грузинские и армянские цари, сельджукские султаны, мосульские и кирманские атабеки и многие другие. С этим мировым центром власти вынуждены были считаться правители со всех концов света, желавшие решать свои политические, дипломатические, административные, торговые и другие дела.
Русские земли в это время находились под сюзеренитетом Золотой Орды и были небольшой управляемой подсистемой на северо-западе Тартарии. Только через три – четыре столетия Русь-Россия поднимется, нальётся силой и православной мудростью и станет ведущей подсистемой бывшей Тартарии, вновь организует пространства Евразии в соответствии с древним русо-славянским имперским архетипом.
А пока сюзерен Руси Золотая Орда при хане Батые укреплялась и становилась главной, всё более самостоятельной силой в улусе Джучи, поддерживая центростремительные силы Ярославичей и способствуя укоренению православного христианства и церкви. После смерти великого хана Мункэ, сторонника несториан, 1261 году при хане Берке, перешедшем в ислам, в Золотой Орде была учреждена Крутицкая епархия в Сарае и стало возможным обращение в православие степных народов. Несторианство, связанное с царевичами линии Тулуя, стало ослабевать и оказалось за пределами Золотой Орды.
Источниками процветания Золотой Орды были обширные земли с богатыми и разнообразными естественными ресурсами. Большую выгоду Степное государство получало от западного сектора Великого Шёлкового пути, протянувшегося от Китая к Чёрному морю. Из Хорезма караваны шли в Сарай, к Азову и в Крымские порты. Генуэзские фактории в Крыму доставляли товары в средиземноморские страны и Европу. Торговля Запад – Восток осуществлялась также по северному пути через Балтику, Новгород, Днепр и Волгу к Сараю. Как уже упоминалось, это была своего рода торгово-ростовщическая империя, формально соблюдавшая законы конкретного государства, однако полностью пропитанная духом еврейской наживы и, соответственно, целями ослабления и подчинения народа, разрушения его религии и государственности. В этом состояла одна из основных причин гибели как всей Великой империи, так Золотой Орды.
В то время как на востоке пятый великий хан Хубилай перенёс столицу империи в Пекин и принял буддизм, на юге и западе всё сильнее наступало семитизированное мусульманство. Элита Степного государства, русы-индоевропейцы, славяне, чингизиды хотя и занимали наиболее важные посты в армии и администрации, оставались тем не менее небольшой группой, приверженцев Ясы и тенгрианско-христианской веры. В Орду всё больше вливалось народов смешанных с тюркским элементом, уже подверженных враждебному семитскому исламскому влиянию. Начались распри между законными властителями чингиздами и их исламизированными, подпавшими под иудейское влияние противниками – претендентами на ханский престол, а также, конечно, между христианами и мусульманами. В первой половине ХIV века Золотая Орда при хане Узбеке приняла ислам в качестве государственной религии, что стало предпосылкой её упадка и началом выстраивания геополитической субъектности Руси, перехода сюзеренитета над Степью к Московии.
Своему возвышению Москва обязана как географическому, так и духовному фактору. Центральное положение в «Русской Месопотамии» - между Верхней Волгой и Окой – способствовало притоку населения из менее спокойных городов и регионов. Тесная связь с Ярославичами Владимирского княжества обеспечивала Москве успех в соперничестве с тремя другими великими княжествами Твери, Нижнего Новгорода и Рязани. С 1326 года Москва стала местом пребывания митрополита и Русским Православным центром. В 1363 Московия стала Великим княжеством. «Великая Замятня» 1359 - 1380 годов, когда на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, стала следствием интриг и подкупа родовой знати, тюркской аристократии, разжиганием христианско-исламских конфликтов иудейской торгово-купеческой верхушкой, городов Поволжья и шёлкового пути, которая никогда не была заинтересована в сильной государственной власти.  Смута закончилась объединением чингизидом Тохтамышем, при поддержке эмира Тимура - Тамерлана, сначала восточной части Джучиева улуса, а затем всей Золотой Орды в результате разгрома остатков войск Мамая, после его поражения в Куликовской битве. Восстановив целостность Орда на короткое время подтвердила и укрепила свой сюзеренитет над русскими землями.
Попытка великого князя Московского Дмитрия после победы в Куликовской битве выйти из вассальной зависимости и не платить дань своему царю - легитимному хану Золотой Орды Тохтамышу была преждевременной и дорого обошлась русскому народу. Через два года Москва была разграблена и сожжена, московские земли разорены, все русские князья должны были вновь обращаться к хану за ярлыком на своё правление, регулярный налог-выход с Руси в Орду должен был вноситься своевременно и без отсрочек, княжества - опять поставлять воинские отряды в армию хана. Тем не менее в Куликовской битве родилась новая русская христианско-национальная идеология Московии, которая стала духовным основанием  монархического суверенитета и новой ведущей роли Руси в Евразии. Таким образом, Тохтамыш восстановил чёткую геополитическую вертикаль вассальной зависимости в Евразии от древнего восточного скифо-сибирского мира: поскольку сам Тохтамыш был вассалом Тимура, а Тимур вассалом императора династии Мин – с 1368 года наследника империи Хубилая династии Юань, Москва снова юридически оказалась под верховной властью столицы Скифии, теперь уже китайского Пекина, как она и была практически со времён Чингисхана.  Однако, восстановление русско-славянской христианской  целостности и возрождение могущества Западной Евразии под эгидой Степи было прервано третьей силой – растущей империей нечингизида мусульманина Тимура – Тамерлана. Покорив главные города Золотой Орды, столицу Сарай и окончательно разгромив Тохтамыша на Тереке в 1395 году, Тимур предпринял поход на Москву. Однако генерального сражения не произошло – Русь уже оправилась от военных потрясений, восстановила свою военную организацию и её достаточно сильная армия расположилась вдоль Оки. Тимур взял город Елец, двинулся на Москву, однако 26 августа 1395 года неожиданно повернул обратно и через Дон вернулся в Самарканд. Согласно церковному преданию, именно в этот день москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божьей Матери, перенесённую в Москву для защиты от агарян-завоевателей. Согласно летописи Богородица явилась Тимуру во сне и велела уйти из пределов Руси. Так или иначе,  русский народ увидел в неожиданном отступлении Тимура чудесное заступничество Богородицы.
Со стороны талантливого полководца это было вполне оправданное геополитическое решение. Имея огромный боевой опыт Тимур со всей вероятностью мог разбить русские ополчения. Очевидно, это была бы слишком дорогая победа. Кроме того, центр стратегического руководства империей лежал далеко на востоке и контроль мусульманской Степи над вассальными и  своенравными русскими христианами мог оказаться слишком проблематичным. Неизвестно какую бы сторону приняли военачальники-христиане и белые христианские народы империи. В любом случае внутренние коллизии предположительно были неизбежны.
Также, вероятно, какое-то влияние оказали московско-византийские отношения и духовно-православный сюзерен Руси – Константинопольский патриарх. Возможно из Царьграда до Тимура дошла просьба о помощи Иоанна V Палеолога, который был вынужден признать себя вассалом Османского султана, платить ему дань и поставлять рекрутов. Султан Баязид I Молниеносный в это время предпринял энергичные военные  действия, блокировал и пытался штурмом взять Константинополь. В битве при Анкаре в 1402 году войска Тимура разгромили турецкую армию, что привело к временному распаду Османской империи и продлению существования Византии ещё на полстолетия.
  продолжение следует…
__________________
[1] Несторианство -  христологическое учение Антиохийской богословской школы. Приписывается Несторию Архиепископу Константинополя (428 – 431), осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году.  В Настоящее время является самобытной христианской конфессией и лице Ассирийской церкви Востока. Несторианство признаёт полную симметрию богочеловечества Христа, его две неслитные ипостаси – две природы Бога и человека. Утверждали, что дева Мария была не Богородицей, а Христородицей. Будучи гонимыми в Византии, несториане ушли в Персию и стали оппозицией византийскому христианству. Несторианство широко распространилось в Центральной Азии, Китае, достигло Японии, Индии. Несториане пользовались большим влиянием у русов-индоевропейцев Восточно-Сибирского скифского мира, так называемых монголов, под властью которых в 13 -14 веках находилась большая часть Азии, Руси и Восточной Европы. Часть несториан тесно контактировала с папским Ватиканом, были против Западного похода Батыя, находились в сложных отношениях с русской православной церковью, лоббировали Жёлтый крестовый поход. Несторианство потерпело поражение от мусульман. За отказ принять ислам Тимур организовал резню несториан в Средней Азии.

 


Комментарии

Мда... Гумилёва, Вернадского, де Рубрука, Рашид-ад-Дина и "Сокровенное сказание" товарищ Петров читал через страницу, видимо...  



Жаль, что Темуджин не знал, что "одной из целей, вокруг которой он сплотил «людей длинной воли», было намерение оградить земли и народы Алтая от нравственного разложения семитами Великого Шёлкового пути (sic!)". 



 "В ХV – ХVI  веках, когда ослаб русский христианско-языческий компонент государственности, а на первые роли вышла тюркско-мусульманская прослойка последовало закономерное крушение Великой империи". Ну разумеется, империи - они ведь только у христиан получаются красивые и крепенькие, а муслимы - сброд, неспособный к государственному строительству. 



"Чингисхан не планировал воевать с Русью", но вовремя вспомнил про своё войско из "исконных русских сибиряков" и решил потешить свою широкую душу "антропологического руса" зрелищем весёлого братоубийства. 



"Фридрих II  был по происхождению норманном и германцем, т.е. русом-славянином и имел общий признак со своими предками – являлся умным, образцовым представителем русо-германской владетельной семьи и военной касты" .Честно хотел осилить сей опус до конца, но после Фридриха сдался...




Добавить комментарий