0 4084

О ПОНЯТНОСТИ ЗАКОНОВ (ЧАСТЬ 2)

О ПОНЯТНОСТИ ЗАКОНОВ (ЧАСТЬ 2)

В качестве примера документа, дающего большую радость бюрократии и представляющего весь народ идиотами, возьмите Конституцию США.

ДОГОВОР О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВА
Для того чтобы закон был демократичен, он обязательно должен быть дан по делу, которое указано в конституции. 
Договор о создании государства (конституцию) часто называют основным законом. Требование к этому закону должно быть таким же, как указано выше: он должен быть понятен любому грамотному человеку. Иначе, повторю, власть будет принадлежать не народу, а крючкотворам.
В качестве примера документа, дающего большую радость бюрократии и представляющего весь народ идиотами, возьмите Конституцию США.
В 1787 году тринадцать штатов, уже ставших независимыми, хотели просто подправить статьи Конфедерации, однако, посовещавшись, решили усилить государство, заменив конфедерацию федерацией, и быстро написали конституцию нового государства. Само собой, эти бюрократы в первую очередь обдумали действия чиновников государственных органов: какой вид будут иметь органы управления США, нужен ли единый суд, какие права имеет президент, какие Конгресс, где и когда им собираться, как пересылать друг другу бумаги и прочее, прочее. 
Составляя «самую демократическую» конституцию, ее авторы в спешке забыли про демос, про народ. Начав конституцию словами «Мы, народ...», они все семь статей Конституции США посвятили решению проблем трудоустройства бюрократии государства. И если в Конституции США и вспоминается о народе - фермерах и охотниках, ковбоях и лесорубах, то только косвенно: в случаях, когда в Конституции определяется, кому и как взимать налоги с этого самого народа. 
Когда «самая демократическая» Конституция США была ратифицирована, забеспокоились крючкотворы в штатах: ведь если все законы будет принимать Конгресс США, что тогда им останется делать? Это конечно утрировано, но суть действительно в том, что руководители штатов, опасаясь, как бы Конгресс США не стал нарушать права их граждан, потребовали принять поправки к Конституции, которые действительно зафиксировали некоторые права граждан США. Эти десять поправок, принятых через четыре года в 1791 году, получили название «Билль о правах». Поэтому Конституция США - весьма оригинальный документ: в законе о правах граждан США не упомянуто об этих правах, а включены кое-какие из них только спустя четыре года в поправки к «самой демократической» конституции. Вот почему ценность этого документа, впопыхах подготовленного 200 лет назад, для многих американцев представляется весьма сомнительной. 
Зато для крючкотворов-юристов такой документ - это манна небесная, уже двести лет они имеют законный кусок хлеба с маслом, толкуя американцам американскую Конституцию. Например, Вторая поправка к Конституции США дает американцам безусловное право носить оружие. «Поскольку хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться». Когда эта Конституция создавалась, сомнений в правоте данного положения не было: невозможно было оставить человека без мушкета на неосвоенном континенте. А сегодня? Ведь согласно этой статье американец имеет право носить при себе хоть атомную бомбу. 
На территории южного соседа США, Мексики, идет ожесточенная война между силами правительства (полицией и армией) и наркокартелями, поставляющими в США наркотики. Оцените масштабы войны – ежегодно в ней гибнет 15 тысяч бойцов с обеих сторон, а за 10 лет войны в Афганистане погибло 15051 советских военнослужащих. Поскольку речь все же идет о поставках наркотиков в США, то правительство США не может не помогать вооружать мексиканские правительственные силы, которые, однако, не способны выиграть войну. Не способны потому, что им противостоят мафиози, имеющие практически равное и достаточное для войны в городе вооружение, включая тяжелые пулеметы, гранатометы, ракеты. И все это вооружение легально покупают рядовые граждане США благодаря второй поправке к Конституции США, а потом перепродают оружие мексиканским бандитам, имея гешефт в 50-100 долларов за ствол. 
«Вопрос о том, позволяет ли данная поправка носить оружие частным лицам, был предметом оживленных дебатов, но Верховный суд так и не сумел разрешить этот спорный вопрос». Еще бы! Никаких других толкований эта поправка не допускает, особенно если учесть время принятия Конституции. Но, зато, сколько высокооплачиваемой работы она дала и еще даст американским юристам! 
Цитата заимствована из книги о Конституции США американского юриста Дэвида Карри, написанной им для американцев и имеющей подзаголовок «Настольная книга гражданина». Дэвид Карри начинает эту книгу следующим образом: 
«Конституции США более двухсот лет. Введенная в еще 1787 году она продолжает успешно действовать и поныне. Претерпев за всю историю лишь ряд незначительных изменений, она и сейчас обеспечивает образцовую модель функционирования представительной власти, надежно защищая основные права человека. Все восхищаются Конституцией США, но лишь немногие понимают ее».
Наши юмористы утверждают, что у нас и американцев разное чувство юмора. Возможно это так, ведь когда персонаж покойного А. Райкина говорил: «Он говорит красиво, правильно, но не понятно о чем», - весь зал обычно взрывался хохотом, потому что русскому смешно сочетание «правильно» и «не понятно о чем». А, как вы видите из последней фразы Карри, для американца вполне естественно восхищаться словами, смысла которых он не понимает. 
Еще один момент. В этой книге собственно разбор Конституции США начинается с главы «Приоритет судебной власти», а она со слов: «Приоритет судебной власти выражается в праве судов опротестовывать законность актов других ветвей власти. В рамках своей юрисдикции суд США, пользуясь этим правом, может объявить тот или иной законодательный акт федеральных органов власти или любого штата страны неконституционным». Разберем эту фразу. Народ США избирает своих представителей в Конгресс, надеясь, что они примут законодательные акты, которые принесут народу пользу. Эти представители ответственны за свои решения перед народом. Но... Принятый на благо избирателей законодательный акт обсуждает десяток ни за что не отвечающих юристов, которые сравнивают его с Конституцией США, и акт представительной власти фактически объявляется недействительным, если, по мнению юристов, в этом акте что-то не соответствует документу, написанному во времена, когда Адам был еще пацаном и даже не думал о Еве. Эту ситуацию Дэвид Карри называет «образцовой моделью функционирования представительной власти», хотя здесь не избранные народом поправляют избранных, безответственные - ответственных. Вот такая «образцовая модель»! Хотя... Строго говоря, Конституция США может быть действительно образцом конституции, которую не должно иметь демократическое государство. 
В Конституции СССР, написанной 200 лет спустя, по крайней мере есть обязательства СССР перед своим народом и обязательства народа перед государством. Конституция СССР: «... устанавливает права, свободы и обязанности граждан...», то есть то, что в Конституции США отсутствует, и что частично появилось лишь в 1791 году в виде поправок. 
Права и свободы граждан - это и обязательства всего государства по отношению к каждому человеку и обязательство всего народа по отношению к каждому своему члену. И соответственно должна быть и обязанность отдельного человека по отношению к обществу и его организатору - государству. Ведь государство, как Святая Троица, одно в трех лицах: народ, Законодатель, Исполнитель. Сюда обычно приплетают и судебную власть, но такой власти нет: люди подчиняются не суду, а закону, сам суд ничего указать не может, ему поручается лишь определить, было нарушение закона или нет. 
Мы, народ-хозяин, мы суверен страны, мы заключаем договор-приказ со своим главнокомандующим - Законодателем, в котором должны конкретно сообщить, какие виды общественной защиты нам от него нужны. Мы даем Законодателю двух подчиненных: себя и Исполнителя. 
В самом тексте Конституции мы должны указать, какие именно виды защиты требуем от своего государства, имея при этом в виду, что в конечном итоге мы требуем ИХ ОТ СЕБЯ - государство может организовать все, но за это «все» именно мы, народ, мы и заплатим. И создавая Конституцию, надо решить, стоит ли за это платить, хотим ли мы этого? Поэтому количество защит будет зависеть от нас, от нашего морального, человеческого уровня. Скажем, один богат и может себе позволить любые виды медицинской защиты и самые лучшие, самые разнообразные. Другой человек беден и не может вставить зубы или купить очки. В одном государстве могут сказать: так не справедливо, общество должно обеспечить медицинской защитой всех, а в другом скажут: почему отдельный гражданин должен платить за всех? Если кто-то не может вставить зубы - это его личные проблемы, пусть он их сам и решает, а другие граждане не должен платить повышенные налоги.

СРАВНЕНИЕ
Сравним виды защиты, предоставляемые народам Конституцией США и Конституцией СССР:

Наименование Конституция СССР Конституция США
Защита от внешнего врага Статьи 31, 32 Статья 1
Защита гражданина за рубежом Статья 33 Не предусмотрена
Равные расовые и национальные права Статьи 34, 36 Поправка XV
Равные права мужчин и женщин Статья 35 Поправка XIX
Защита материнства Статья 35 Не предусмотрена
Защита религиозных убеждений Статьи 34, 52 Поправка I
Защита прав иностранцев Статья 38 Не предусмотрена
Право на труд Статья 40 Не предусмотрено
Право на отдых Статья 41 Не предусмотрено
Защита здоровья Статья 42 Не предусмотрена
Защита старости Статья 43 Не предусмотрена
Защита от климата (право на жилище) Статья 44 Не предусмотрена
Право на все виды образования Статья 45 Не предусмотрено
Защита культурного уровня граждан Статья 46 Не предусмотрена
Защита творчества Статья 47 Статья 1
Защита права участвовать в управлении государством Статья 48 Во многих местах текста и в поправках
Защита права критики государственных органов Статья 49 Не предусмотрена
Защита свободы слова Статья 50 Поправка I
Защита свободы печати Статья 50 Поправка I
Защита свободы собраний Статья 50 Поправка I
Защита права объединяться Статья 51 Не предусмотрена
Защита семьи Статья 53 Не предусмотрена
Защита свободы личности Статья 54 Поправка V
Защита неприкосновенности жилища Статья 55 Поправка IV
Защита тайны личной жизни, переписки и переговоров Статья 56 Не предусмотрена
Защита от посягательства на личность Статья 57 Не предусмотрена
Защита личного имущества Статья 57 Не предусмотрена
Защита своих прав в суде Статья 57 Поправки VI, VII
Защита в суде от действий государственных органов Статья 58 Не предусмотрена
Защита права обвиняемого на открытый суд и защиту Статьи 157, 158 Поправки V, VI, VII
Защита права на суд на знакомом языке Статья 159 Не предусмотрена
Право не свидетельствовать против себя Не предусмотрено Поправка V
Право не предоставлять свой дом для проживания солдат в мирное время Не предусмотрено Поправка III
Право на ношение оружия Не предусмотрено Поправка II
Защита от рабства Не предусмотрена Поправка ХIII

Конечно, этот поверхностный анализ не отражает действительного состояния дел в сфере защиты гражданина. То, что в Конституции США не предусмотрена защита материнства, еще не значит, что там материнство реально не защищается. Или то, что в Конституции США не предусмотрена критика государственных органов, еще не значит, что там нет критики, а в СССР была, скорее наоборот. С другой стороны, то, что в Конституции СССР не предусмотрено право не свидетельствовать против себя, вовсе не означает, что в СССР кто-то против себя свидетельствовал. Тоже наоборот: в советском суде обвиняемому давалось право говорить что угодно, а правду обязаны были говорить только потерпевший, свидетели, эксперты и переводчики.

Но для народа, хозяина страны, есть разница в том, как получено это право: то ли тебя государство обязано защитить, то ли оно это делает из милости к тебе. Хозяину не требуется милость - ему обязаны. По Конституции СССР государство было обязано демосу!

И из этого сравнения видно, что американское общество, как таковое, по отношению к отдельным гражданам не считает себя обязанным обеспечивать очень многие права: медицинскую защиту, защиту в старости, защиту образования и прочее. Считается, что отдельный гражданин должен всем этим обеспечить себя сам. Но... это дело американцев. Если им нравится именно такое государство, то бог им судья, а не мы.


ЗАКОН - КОГДА НЕВМОГОТУ

А нам следует от куцей американской и пустословной советской конституций перейти к реально демократической. Чем больше защит человеку обеспечивает государство, тем больший оно труженик, но тем больше и наши личные расходы. Уже по этой причине необходимо быть осторожным, и не стоит государству в обязанности назначать все, что нам придет в голову.

Что такое организация людей? Это подчинение их определенным правилам, приказам, планам. Но все эти правила, приказы и планы ограничивают личную свободу граждан. Дав государству команду что-то обеспечить, мы автоматически заставляем его это организовывать, то есть ввести для нас правила, дать нам планы и приказы. Мы сами ограничиваем свою свободу. Кроме того, чтобы нас организовать, государство будет вынуждено посадить нам на шею чиновников исполнительной власти, которые будут контролировать исполнение нами правил, будут давать нам планы и приказы. Защита с помощью государства там, где без государства можно обойтись, всегда будет хуже и себе дороже. Защищать себя с помощью общества нужно только в тех случаях, когда без помощи общества этого действительно сделать невозможно.

Предположим, что мы уже обсудили и отобрали те виды защиты, в которых нуждаемся и не можем осуществить без помощи государства, и включили их в конституцию. Теперь Законодателю и Исполнителю надо эти защиты организовать, для чего Законодателю необходимо издать законы. В законе следует обязательно указать, какую конституционную защиту обеспечивает данный закон. Без этого закон не является законом. Ведь мы же не давали разрешения и не обязывали Законодателя делать то, что его не просят, - организовывать нас в тех делах, которые мы ему не указали.

В середине 90-х бюрократия России рьяно схватилась за разработку Торгового кодекса в котором предполагалось аж 1000 статей! Торговля - это действия, совершаемые по определенному договору продавца и покупателя. Чего сюда совать нос юристам? Пугала перспективка: можно было продать пакет жевательной резинки, не заплатив юристу, чтобы тот проверил, а не нарушена ли какая-либо из 1000 статей Кодекса? Законодатели прикинули и решили, что 1000 статей – не годится. Плохо! Маловато будет! И приняли Гражданский кодекс о 1551 статье!
Для такого Кодекса уже «просто юриста» мало, тут уже и юрист, типа советского, знавшего все законы, бессилен, тут нужен юрист-узкий специалист по какой-либо из 77 глав этого кодекса.

Нет, товарищ Назаров: законов должно быть мало и любой закон должен быть ясен каждому грамотному человеку настолько, чтобы для понимания текста закона не нужно было привлекать юристов. В противном случае этот закон - насмешка над народовластием. Поскольку, повторюсь, получается, что народ дает сам себе указания, не понимая их смысла, и после принятия закона не в состоянии его исполнить (свои собственные указания) без толкования их посторонними людьми – юристами.

И показателем демократичности государства является количество юристов – в демократическом государстве их быть не должно (разве, что судьи, да еще адвокаты по уголовным делам - для очистки совести). И не потому не должно быть юристов, что весь народ шибко умный, а потому, что законов должно быть очень мало, и все они должны быть понятны любому гражданину.

Добавить комментарий