0 12389

Либералы на умирающей экономике России. В шаге от бюджетной катастрофы

Либералы на умирающей экономике России. В шаге от бюджетной катастрофы

Ситуация в бюджетной системе стремительно ухудшается – по мере разрастания кризисных явлений в российской экономике и обострения сильнейшего за последние 4 года спада в производственном секторе происходит не просто болезненный срыв финансирования экономики и социальный сферы. Весь принятый бюджет становится в принципе нереализуемым и неисполнимым

С формальной точки зрения поводов для беспокойства нет – по итогам января-мая текущего года зафиксирован профицит федерального бюджета в размере 128,4 млрд. рублей, что эквивалентно 0,5% ВВП. Однако на деле ситуация складывается заметно хуже – формирование излишков в бюджетной системе, которыми гордятся чиновники, не обусловлено активизацией экономической активности и повышением эффективности бюджетной системы.

Прежде всего, профицит бюджета по итогам января-мая текущего года после четырёх месяцев дефицитов удалось получить благодаря исключительно благоприятному маю – в мае Минфин отчитался о профиците в размере 132,1 млрд. рублей, что превышает 2,5% ВВП. Именно благодаря последнему весеннему месяцу удалось закрыть дефицит, зафиксированный в январе-апреле текущего года в размере 72 млрд. рублей (0,4% ВВП).

Во-вторых, и это крайне важно – формальный профицит федерального бюджета по итогам января-мая текущего года, вызывающий острые приступы экстаза в Правительстве, обусловлен продолжающейся на протяжении многих лет «вставания с колен» практикой хронического недофинансирования приоритетных направлений социально-экономического развития, без форсированного подъёма которых не мыслимы ни структурно-технологическая модернизация, ни инновации, ни возрождение наукоёмких производств высоких переделов, ни развитие научно-технического и человеческого потенциала. Речь идёт о недофинансировании в рамках уже принятого бюджета и предусмотренного им ассигнований расходов на национальную экономику, базовую технологическую инфраструктуру (электроэнергия, дороги, транспорт и т.д.), ЖКХ, науку, образование, здравоохранение, культуру, спорт, охрану окружающей среды и т.д.

гайдар и чубайс1.jpgДругими словами, мало того, что Минфин в лучших традициях «гайдаровщины» и «чубайсятины» 1990-х годов под псевдонаучные разговоры о необходимости «затянуть пояса», «жить по средствам» и накапливать «подушку безопасности» проводит скрытый секвестр непроцентных расходов бюджета, подвергая урезанию как в реальном выражении (т.е. с учётом даже официальной инфляции), так и в относительном (в долях ВВП) финансирование всех статей, не связанных с обслуживанием государственного и муниципального долга. Единственное отличие сегодняшней ситуации от эпохи «либерального погрома рыночных реформ» состоит в том, что нынешнее  руководство страны по инерции, заданной в эпоху «тучных нулевых», вынужденно задабривать население и свой электорат (прежде всего, бюджетников), выборочно повышая социальные расходы и заработную плату в бюджетном секторе (прежде всего самим себе, т.е. чиновникам, а также военным), а также наращивать расходы на силовые ведомства – органы правопорядка и вооружённые силы. 

 

СРЫВЫ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ЭКОНОМИКИ, ИНФРАСТРУКТУРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Наиболее наглядно об этом свидетельствует тот факт, что по итогам первых пяти месяцев 2013г., согласно предварительным оценкам Минфина, доходная ведомость федерального бюджета исполнена на 39,8% (поступило свыше 5,114 трлн. рублей), тогда как расходная часть бюджета, в соответствии с многолетней практикой, исполнена лишь на 37,2% (выделено и израсходовано порядка 4,986 трлн. рублей). И это притом, что в случае равномерного и последовательного (т.е. без затягивания сроков выделения ресурсов) исполнения расходной ведомости, предусмотренной законом о федеральном бюджете, по итогам первых пяти месяцев должно было быть перечислено порядка 41,6% подлежащих выделению финансовых ресурсов. По факту выделено менее 37,2% - на 4,5 процентных пункта меньше запланированной величины.

В январе-июне тенденции по недофинансированию ключевых направлений социально-экономического развития, без которых немыслимо преодоление пресловутого «сырьевого проклятия», возрождение наукоёмких производств и подъём отечественной обрабатывающей промышленности высоких переделов, продолжили закрепляться – по итогам первого полугодия профицит федерального бюджета достиг 306,8 млрд. рублей, что превышает 1% ВВП. Притом что первичный профицит федерального бюджета и вовсе превысил планку в 1,5% ВВП - 482,7 млрд. рублей.

Таблица 1. Отдельные показатели исполнения федерального бюджета России в первом полугодии 2013г. (в млн. рублей и в % к запланированному на год объёму)

Показатель

Утвержденные бюджетные ассигнования на 2013 год

I квартал

I полугодие

   % кассового исполнения

1

2

3

7

8

     ДОХОДЫ

12 865 925,6

3 105 607,4

6 256 539,9

48,6

Нефтегазовые доходы

5 925 497,5

1 503 668,9

3 099 109,5

52,3

Ненефтегазовые доходы

6 940 428,1

1 601 938,5

3 157 430,4

45,5

     РАСХОДЫ

13 387 340,2

3 167 822,9

5 949 658,1

44,4

Процентные расходы

408 446,8

120 454,6

175 871,0

43,1

Непроцентные расходы

12 978 893,4

3 047 368,3

5 773 787,1

44,5

ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

-521 414,6

-62 215,5

306 881,8

 

ИСТОЧНИКИ  финансирования дефицита федерального бюджета - всего

521 414,6

62 215,5

-306 881,8

 

Источники внутреннего финансирования дефицита

469 319,7

85 868,8

-266 676,2

 

Изменение остатков на счетах

-296 043,6

-169 237,2

-932 494,5

 

- остатки на начало периода

 

6 014 927,8

6 014 927,8

 

- остатки на конец периода

 

6 184 165,0

6 947 422,3

 

Справочно:

 

 

 

 

Средства на депозитных счетах за счет средств федерального бюджета

 

659 748,0

1 103 107,0

 

размещено на депозиты

 

155 731,0

599 090,0

 

возвращено депозитов

 

504 017,0

504 017,0

 

Источники внешнего  финансирования дефицита

52 094,9

-23 653,3

-40 205,6

 

Привлечение кредитов

234 723,4

617,4

1 192,0

0,5

Погашение внешнего долга

-83 905,2

-26 274,2

-32 851,3

39,2

Другие источники внешнего финансирования

-98 723,4

2 003,5

-8 546,3

 

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

-112 967,8

58 239,1

482 752,8

 

     ВВП*

66 515 000,0

14 987 661,0

31 214 736,0

 

Дефицит/Профицит  к объему ВВП (%)

-0,8

-0,4

1,0

 

Первичный дефицит/ первичный профицит   к объему ВВП (%)

-0,2

0,4

1,5

 

Источник: данные Минфина и Федерального Казначейства

Крайне благоприятным для руководства Минфина, продолжающих по инерции исповедовать псевдонаучную доктрину «рыночного фундаментализма» и под любым предлогом изымающих из российской экономики якобы незаработанные нефтедоллары, оказался июнь – профицит бюджета составил 148,6 млрд. рублей, что составляет порядка 2,1% ВВП России. И не вызывает совершенно никакого удивления причина столь впечатляющих финансовых результатов российской бюджетной системы – ей стали отнюдь ни оживление стремительно затухающей российской экономики, ни выход из коматозного состояния отечественной промышленности, ни активизация инвестиционной и потребительской активности. В очередной раз получить положительное сальдо баланса расходов и доходов федерального бюджета чиновникам Минфина удалось за счёт пагубной практики «придерживания» расходов и затягивания сроков выделения бюджетных ассигнований.

Показательно, что по итогам первого полугодия доходная часть бюджета исполнена на 48,6% от запланированного на бюджетный и календарный год уровня. Тогда как за счёт недофинансирования сельского хозяйства, ЖКХ, инфраструктуры, наукоёмких производств, НИОКР, науки, среднего, технического и высшего образования, СМИ, культуры, спорта здравоохранения Минфину удалось под разными предлогами сорвать сроки выделения бюджетных ресурсов и исполнить расходную ведомость менее чем на 44,4%. Если ещё в январе-мае разрыв между исполнением доходной и расходной части федерального бюджета составлял 2,6%, то по итогам января-июня эта пропасть расширилась до ужасающих 4,2%.

Судя по всему, руководство Минфина стремится выслужиться перед руководством страны, поставившим задачу придерживаться «бюджетной дисциплины», и всеми силами пытается избежать нехватки средств в бюджете и свести бюджет без дефицита. Причём даже несущественный дефицит бюджета, если бы он был обусловлен реализацией инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в производственном секторе и развития инфраструктуры, не являлся бы критическим в ситуации, когда у Минфина по сути без дела (если таковым не считать финансирование бюджетных дефицитов США и стран Еврозоны) на счетах в Центральном Банке России (средства Резервного Фонда и ФНБ) и в коммерческих банках без дела не лежало без малого 6,2 трлн. рублей. Тогда как размер внутреннего государственного долга в узком определении (т.е. без учёта принадлежащих государству компаний и банков) не превышает 9% ВВП (порядка 4 трлн. рублей), а внешний долг правительства составляет менее 49,6 млрд. долл. (1,5 трлн. рублей).

Грибы5.JPGЭто хорошо известная в экспертном сообществе ещё с середины «лихих девяностых» новация сторонников «рыночного фундаментализма» - злостно и целенаправленно срывать исполнение бюджета, искусственно и на ровном месте под надуманными предлогами затягивая сроки выделения предусмотренных в бюджете и запланированных к перечислению финансовых ресурсов, тем самым экономя бюджетные ресурсы ценой уничтожения отечественной промышленности, деградации экономики, упадка наукоёмких производств, социального геноцида населения и демонтажа финансово-экономического суверенитета.

Так, по итогам первых шести месяцев текущего года на нужды развития (уместней сказать возрождения и реанимации) национальной экономики было выделено менее 34% от запланированных на год ассигнований. И это притом что с начала года уже прошло 6 месяцев – т.е. ровно половина календарного и финансового года. При этом дорожное хозяйство, несмотря на аварийное состояние и 75% износ, профинансировано на 26,6%, транспорт – на 22,6%, водное хозяйство – на 29,7%, сельское хозяйство (наиболее сильно пострадавшее от присоединения России к ВТО и остро нуждающееся в адекватной государственной поддержке) – на 40,9%, а «святая святых» российской экономики в лице топливно-энергетического комплекса и воспроизводство минерально-сырьевой базы 38,1% и 39,5% соответственно.

Не лучше обстоят дела с бюджетным финансированием ЖКХ, физический износ основных фондов в котором неуклонно рос на протяжении всех последних 12 лет «вставания с колен» и достигает 55% официально (реально свыше 75-80%). Мало того, что за период 2011-2015гг. расходы федерального центра на ЖКХ подлежат сокращению без малого в пять раз (а в регионах, на чьи плечи взваливается ответственность за эту сферу, просто-напросто нет для этого финансовых ресурсов), так ещё и по факту исполнение расходной ведомости бюджета по данной статье не превышает 40,5%. При этом нельзя не отметить жуткие манипуляции и приписки – жилищное хозяйство профинансирован лишь на 20,5% от годовых параметров, а коммунальное хозяйство на едва заметные 16,4% (норматив двух месяцев). И лишь благодаря тому, что по крайне непрозрачной с финансовой точки зрения и коррупциогенной статье «другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» финансирование исполнено на 85,2% от запланированного на год уровня, чиновникам удалось завысить исполнение сметы затрат в целом на ЖКХ до 40,5%.

Откровенно наплевательское отношение властей наблюдается в вопросах поддержки системы образования, которая на протяжении последних двух десятилетий подвергается изуверским извращениям и под видом реформы средней и высшей школы (в том числе посредством внедрения ЕГЭ) реализуется политика дебилизации населения и подготовки профессиональных безработных и люмпенизированных россиян. В целом, ситуация с финансированием образования не выглядит критической – смета затрат исполнена аж на 49,8%, о чём могут позавидовать большинство остальных направлений социально-экономического развития.

Тем не менее, среднее профессиональное образование профинансировано лишь на 42,3% от предусмотренного на год федеральным бюджетом норматива; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (без которых не мыслимо построение пресловутой «экономики знаний», структурно-технологическая модернизация, форсированное развитие научно-технического и инновационного потенциала, а также повышение гибкости и квалификации рабочей силы)  - на 42,3%; прикладные научные исследования в области образования (фундамент НИОКР, развития инновационного потенциала и повышения качества системы образования) – на 39%. Однако наибольшие опасения вызывает ситуация с финансированием дошкольного образования – по итогам января-мая текущего года из подлежащих к выделению 58,2 млрд. рублей Федеральным Казначейством было выделено менее 2 млрд. рублей – т.е. не более 3,6% от запланированного на текущий бюджетный период объёма.

Складывается такое впечатление, что правительственные чиновники просто-напросто не видят целесообразности в развитии отечественного дошкольного образования (несмотря на многолетний дефицит мест и снижающееся качество самого образования) и воспринимают расходы на эту статью (как, прочем, и на остальные статьи социальных расходов) как лишнее бремя для бюджетной системы. Это вполне объяснимо – в условиях, когда финансовые активы, недвижимость и семьи большинства российских чиновников высокой и средней руки находятся в фешенебельных странах, средства хранятся на банковских счетах в оффшорных юрисдикциях, а дети учатся в британских и французских школах и детских садах, действительно, финансирование образовательной системы в России следует воспринимать как нецелевое использование бюджетных средств и пустую трату средств налогоплательщиков. Зато с успехом осваиваются (читай, распиливаются) бюджетные ассигнования на разработку и реализацию молодёжной и оздоровления детей – эта статья профинансирована аж на 84,9%.

гопота.jpgОднако, во-первых, речь идёт о смешных суммах – менее 5,6 млрд. рублей на 2013г. А во-вторых, зачастую под молодёжной политикой понимается проведение разного рода псевдо оздоровительных молодёжных пропагандистских мероприятий, которые уже успели получить среди простых россиян прозвище слётов «ликующей гопоты». К сожалению, практически никакого отношения к развитию молодёжной созидательной инициативы, патриотизма и повышению физического и морального здоровья молодых граждан России эти расходы не имеют.

Нельзя не упомянуть и про ситуацию с финансированием культуры и кинематографии, которая также оставляет желать лучшего. Показательно, что по итогам первого полугодия текущего года смета затрат на финансирование указанного направления исполнена всего лишь на 32,8% вместо положенных 50%. Налицо торжество принципа «хлеба и зрелищ»: если отечественный кинематограф, который крайне редко радует зрителей качественной продукцией и превращается в инструмент квасного патриотизма, профинансирован из федерального бюджета аж на 54,5% от запланированного на год уровня, то по линии поддержки культуры выделено менее 31,4% средств. Прикладные научные исследования в области культуры и кинематографии профинансированы на 39,3%, а другие вопросы в данной сфере получили из федерального бюджета лишь 22% от предусмотренного на текущий год финансирования.

Не на много больше оптимизма вызывает ситуация с финансированием системы здравоохранения и социальной сферы – амбулаторная помощь профинансирована на 44,6%, санаторно-оздоровительная помощь – на 34,9%, пенсионное обеспечение – на 43,1%, социальное обслуживание населения – на 39%, а прикладные исследования в области социальной политики получили менее 38,2% от запланированного на год финансирования. Аналогичные тенденции наблюдается в сфере физической культуры и спорта – расходная ведомость по итогам первого полугодия исполнена на 48,3%, что выглядит вполне неплохим результатом. Однако, если спорт высших достижений профинансирован на 55,1%, то физическая культура –менее чем на 44,6%, массовый спорт – на 25,1%, а прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта получили из федерального бюджета менее 15,4% средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете.

Собственно говоря, нельзя назвать однозначно позитивной ситуацию и с финансированием правоохранительной деятельности и силовых ведомств. Да, с чисто формальной точки зрения серьёзных опасений тенденции с финансированием ВПК и правопорядка не вызывают – национальная оборона профинансирована на 53,6%. Несколько хуже обстоят дела с финансированием национальной безопасности и правоохранительной деятельности – смета затрат исполнена менее чем на 41,9%. Однако по целому ряду принципиально значимых направлений в рамках указанных бюджетных статей наблюдаются серьёзные срывы с финансовым обеспечением. Да, можно закрыть глаза на тот факт, что мобилизационная подготовка экономики профинансирована на 43,6%, органы внутренних дел – на 42,1%, органы безопасности – на 42%, система исполнения наказаний – на 45,8%, а внутренние войска – на 37,4%. В конце концов проблемы и пороки этих ведомств коренятся в общем нежелании властей наводить порядок в правоохранительной системе и не на словах, а на деле бороться с коррупцией.

Однако не может не вызывать опасений срыв сроков финансирования тех служб и ведомств, которые прямо или косвенно отвечают за личную безопасность граждан России. Так, органы пограничной службы профинансированы лишь на 37,7% от запланированного на 2013г. объёма, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – на 46,1%, миграционная политика – на 46,7%, обеспечение пожарной безопасности – на 45,1%, а защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (что крайне актуально в условиях целой череды техногенных катастроф: от Саяно-Шушенской ГЭС и затонувшей «Булгарии» до падения «Фобос-Грунта» и МБР «Булава») по итогам первых шести месяцев текущего года получили от Федерального Казначейства менее 39,7% запланированного объёма ассигнований.

По статье «общегосударственные вопросы», которая в целом профинансирована на 38,8% от запланированного на текущий год объёма, в глаза бросается крайне низкое исполнение расходной ведомости по финансированию государственного материального резерва (38,2%) и мероприятий по обеспечению проведения выборов и референдумов (21,6%). Действительно, какой смысл финансировать то, что есть на бумаге, но не существует в природе и на практике?! Правящая бюрократия в принципе не любит обсуждать свои инициативы с народом – даже по вопросу присоединения России к ВТО, которое вызвало крайне жёсткую отрицательную реакцию не только в научной среде и экспертном сообществе, но также среди подавляющей части рядовых граждан, Правительство и Конституционный Суд по указке Администрации Президента нашли предлог, чтобы не проводить референдум.

Даже несмотря на тот факт, что втягивание России на «Титаник ВТО» на заведомо кабальных и несовместимых с существованием отечественной несырьевой обрабатывающей промышленности условиях затрагивало интересы всех без исключения граждан России. Тем не менее, испугавшись мнения «необразованных» и «некомпетентных»  россиян, правящие власти в угоду российским сырьевым олигархам и транснациональному капиталу втянули Россию в ВТО, собственноручно лишив самих себя возможности проводить самостоятельную макроэкономическую политику и оказывать адресную поддержку отечественным производителям прямо накануне новой фазы глобального кризиса.

Таблица 2. Отдельные показатели исполнения расходной ведомости федерального бюджета России в январе-июне 2013г. (в млн. рублей и в % к запланированному на год объёму)

Показатель

12

Уточненная роспись

Кассовое исполнение

% кассового исполн.

1

2

3

4

5

ВСЕГО

 

13 453 869,2

5 949 658,1

44,2

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

0100

931 098,8

361 385,2

38,8

Функционирование Президента Российской Федерации

0101

18 520,1

5 732,2

31,0

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

0106

225 163,1

82 610,2

36,7

Обеспечение проведения выборов и референдумов

0107

7 611,1

1 647,2

21,6

Государственный материальный резерв

0109

93 963,4

35 847,9

38,2

Резервные фонды

0111

3 481,5

0,0

0,0

Другие общегосударственные вопросы

0113

188 255,7

41 227,8

21,9

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

0200

2 100 712,2

1 126 472,9

53,6

Мобилизационная подготовка экономики

0204

5 661,9

2 467,1

43,6

Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества

0207

5 804,4

1 547,3

26,7

Другие вопросы в области национальной обороны

0209

234 910,1

58 245,1

24,8

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

0300

2 041 088,5

856 104,6

41,9

Органы внутренних дел

0302

766 713,2

323 008,7

42,1

Внутренние войска

0303

129 174,3

48 279,9

37,4

Органы безопасности

0306

300 168,4

126 048,5

42,0

Органы пограничной службы

0307

142 205,4

53 623,3

37,7

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

0308

30 744,5

14 159,6

46,1

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона

0309

90 544,7

35 985,6

39,7

Миграционная политика

0311

33 140,2

15 486,7

46,7

Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности

0314

57 684,9

17 465,8

30,3

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

0400

1 863 408,7

633 355,8

34,0

Общеэкономические вопросы

0401

20 057,8

7 368,2

36,7

Топливно-энергетический комплекс

0402

17 564,8

6 693,7

38,1

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

0404

34 645,1

13 676,7

39,5

Сельское хозяйство и рыболовство

0405

191 633,9

78 454,8

40,9

Водное хозяйство

0406

25 006,7

7 431,3

29,7

Транспорт

0408

275 973,4

62 423,0

22,6

Дорожное хозяйство (дорожные фонды)

0409

509 230,3

135 238,3

26,6

Другие вопросы в области национальной экономики

0412

413 261,8

132 872,8

32,2

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

0500

153 983,9

62 302,2

40,5

Жилищное хозяйство

0501

79 267,4

16 253,1

20,5

Коммунальное хозяйство

0502

24 941,6

4 092,7

16,4

Благоустройство

0503

503,2

0,0

0,0

Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства

0504

11,4

0,0

0,0

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

0600

24 671,3

12 774,3

51,8

ОБРАЗОВАНИЕ

0700

685 598,0

341 693,0

49,8

Дошкольное образование

0701

58 235,4

2 092,3

3,6

Среднее профессиональное образование

0704

4 398,9

1 861,0

42,3

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

0705

6 960,9

2 944,8

42,3

Прикладные научные исследования в области образования

0708

10 403,5

4 058,8

39,0

Другие вопросы в области образования

0709

21 523,5

6 506,7

30,2

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ

0800

98 355,9

32 260,3

32,8

Культура

0801

86 430,7

27 161,5

31,4

Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии

0803

386,6

151,8

39,3

Другие вопросы в области культуры, кинематографии

0804

4 142,6

912,7

22,0

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

0900

534 304,8

225 232,9

42,2

Стационарная медицинская помощь

0901

228 615,3

110 646,2

48,4

Амбулаторная помощь

0902

111 539,2

49 763,9

44,6

Санаторно-оздоровительная помощь

0905

43 036,9

15 035,4

34,9

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

0906

6 731,2

3 418,1

50,8

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

0907

13 434,8

6 558,3

48,8

Прикладные научные исследования в области здравоохранения

0908

22 091,9

9 908,4

44,9

Другие вопросы в области здравоохранения

0909

108 855,4

29 902,8

27,5

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1000

3 836 950,6

1 750 074,6

45,6

Пенсионное обеспечение

1001

2 732 016,0

1 176 282,0

43,1

Социальное обслуживание населения

1002

8 720,2

3 397,2

39,0

Прикладные научные исследования в области социальной политики

1005

138,3

52,8

38,2

Другие вопросы в области социальной политики

1006

7 459,8

2 708,3

36,3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

1100

61 992,2

29 958,5

48,3

Физическая культура

1101

2 307,9

1 030,1

44,6

Массовый спорт

1102

12 123,8

3 038,9

25,1

Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта

1104

319,4

49,1

15,4

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1200

75 396,7

37 911,8

50,3

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

1300

408 446,8

175 871,0

43,1

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1400

637 860,9

304 260,9

47,7

Источник: данные Минфина и Федерального Казначейства

Несколько слов уместно сказать и относительно исполнения доходной части федерального бюджета и, прежде всего, самого качества того профицита, который был зафиксирован по итогам первого полугодия текущего года. Как уже отмечалось ранее, профицит федерального бюджета в размере 1% ВВП по итогам января-июня 2013г. обусловлен, с одной стороны, скачкообразным ростом профицита в мае-июне, а, с другой стороны, продолжающейся на протяжении многих лет губительной для отечественной экономики политикой хронического недофинансирования народного хозяйства и социальной сферы. Однако, есть ещё одна причин столь радужного положения вещей – по мере затухания российской экономики и предкризисного состояния промышленного сектора выпадающие ненефтегазовые доходы бюджета удалось компенсировать незапланированным притоком нефтедолларов и рекордными нефтегазовыми доходами.

Так, согласно предварительным оценкам Минфина и Федерального Казначейства, по итогам первого полугодия текущего года нефтегазовые доходы федерального бюджета в силу крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктура и стабильно высоких цен на энергоносители исполняются с опережением графика – коэффициент кассового исполнения достигает 52,3%. Совершенно не удивительно, что в части кассового исполнения ненефтегазовых доходов бюджета, которые не зависят от настроений спекулянтов ни международных товарно-сырьевых биржах и притока нефтедолларов, наблюдается откровенный провал -  коэффициент исполнения не превышает 45,5%.

И это вполне закономерный результат в ситуации, когда российская экономика семимильными шагами сваливается в депрессивное состояние, в производственном секторе фиксируется сильнейший спад деловой и инвестиционной активности с кризисного 2009г., а правительство наотрез отказывается пересматривать проводимый им в лучших традициях 1990-х годов ультралиберальный курс «Вашингтонского консенсуса» и не хочет проводить самостоятельную, независимую национально ориентированную политику по оживлению экономики и стимулированию структурно-технологической модернизации.

Сложно было ожидать чего-то другого в условиях, когда вместо заложенного в закон  о федеральном бюджете роста ВВП на 3,6% по факту в январе-мае 2013г. имеется прирост лишь на 1,8%, вместо роста промышленного производства на 3,8-4% по факту фиксируется едва отличимый от статистической погрешности рост на 0,2%, вместо инфляции в 5,5% отмечается рост потребительских цен на 7,2% (по товарам и услугам первой необходимости, на долю которых приходится от 50 до 80% суммарных затрат семейного бюджета 70% россиян, рост цен достигает 11-13%), а вместо нулевого сальдо движения капитала частным сектором из России только в первом полугодии текущего года в чистом виде было вывезено свыше 38,4 млрд. долл., что эквивалентно 10% федерального бюджета и 2% ВВП России в ценовых пропорциях 2012г.

Ещё одна причина внезапно сформировавшегося профицита федерального бюджета в январе-июне текущего года состоит в том, что Минфин и Правительство старательно перекладывают львиную долю социальных расходов и расходов на поддержку экономики с федерального на региональный уровень. При том что 85% российских регионов на протяжении последних 20 лет являются перманентно убыточными и дефицитными – они сами находятся в критической зависимости от финансовой поддержки из центра и просто не в силах финансировать переложенное на их плечи бремя социальных расходов. В ходе налоговой и бюджетной реформы в начале 2000-х годов их лишили подавляющей части источников пополнения региональных бюджетов и доходной базы, увязав подачки из центра с политической лояльностью и личной преданностью губернаторов и глав субъектов федерации федеральному центру.

 

силуанов.JPGМНИМЫЙ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Совершенно не понятно, каким образом министр финансов Антон Силуанов планирует недополучить по итогам всего 2013г. порядка 1 трлн. рублей в связи с выпадающими бюджетными доходами. И даже обещает посягнуть на «святая святых» «кудриномики» - залезть в нефтегазовую кубышку и частично использовать средства Резервного Фонда для финансирования бюджетных дефицитов. В этой связи становится в принципе не объясним оптимизм сотрудников Минфина, которые ещё осенью 2013г., лоббируя принятие пресловутого «бюджетного правила» и усиливая удушающие принципы «кудриномики», прогнозировали по итогам 2013г. при искусственно созданном дефиците бюджета в 0,8% ВВП изъять из экономики якобы незаработанные 1,1 трлн. рублей и направить их на пополнение «подушки безопасности», которая в условиях отказа властей от структурно-технологической модернизации и развития научно-технического потенциала превращается «гробовую заначку».

Это наглядно демонстрирует, с одной стороны, аналитическую дисфункцию руководства Минфина и неадекватность его макроэкономических прогнозов, которые оказались настолько радужными и оторванными от действительности, что федеральный бюджет рассыпается буквально на глазах. При том что заложенные в бюджете прогнозные ориентиры по ценам на нефть в общем и целом исполняются без существенных отклонений – 107,2 долл. на смесь Urals в январе-мае 2013г. против заложенных в бюджете 97 долл. за баррель. А ведь ещё осенью 2012г. видные отечественные макроэкономисты (в частности академики С.Глазьев и О.Богомолов, а также В.Катасонов, М.Делягин, М.Хазин, Ю.Болдырев, В.Симчера, М.Мусин, О.Сухарев, С.Батчиков, С.Губанов и т.д.) называли вещи своими именами и открыто заявляли, что заложенные в бюджете ключевые макроэкономические ориентиры и прогнозы не имеют под собой никаких оснований и скорее напоминают псевдонаучную «маниловщину» и попытку выдать желаемое за действительное, чем результат объективных научных исследований.

А во-вторых, и это не менее важно, подобного рода заявления руководства Минфина со всей очевидностью демонстрируют критическую зависимость российской бюджетной системы (а с ней и всей экономики и социальной сферы) от конъюнктуры сырьевых рынков, а следовательно, биржевых игр международных финансовых спекулянтов и руководства системообразующих центральных банков мира (ФРС США, ЕЦБ, Банк Японии, Банк Англии, Банк Швейцарии и т.д.). А также беспомощность российских чиновников в вопросах активизации внутренних источников роста экономики и бюджетных доходов – даже в условиях стабильно высоких цен на энергоносители российская экономика впала в кому, из которой нынешнее правительство просто не в силах её вывести.

Да, действительно, налоги и платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой, исполнены лишь на 47,2% - это закономерный результат затухания российской экономики и разрастающихся кризисных тенденций в производственном комплексе. Однако благодаря Федеральной таможенной службе, ответственной за наполнение бюджета от внешнеэкономической деятельности (прежде всего, речь идёт о нефтегазовых доходах), Минфин вполне может закончить текущий год без заимствований и распечатывания средств Резервного Фонда. Напомним, что по линии ФТС налоги и платежи администрируются с опережением графика и перевыполнением плана – исполнение доходной части достигает 53,1%.

Другими словами, единственная надежда Минфина на избежание дефицита бюджета в текущем году – святая вера в благоприятную ценовую конъюнктуру на рынке сырьевых товаров (прежде всего, на рынке нефти) и продолжение реализации удушающей политики срыва исполнения бюджета и затягивание под любыми предлогами сроков в перечислением запланированных в бюджете средств на финансирование экономики, обрабатывающей промышленности, наукоёмких производств, инфраструктуры, ЖКХ, науки, образования, здравоохранения и прочих социальных расходов. Которые традиционно воспринимаются учениками Гайдара в Минфине в качестве лишних и необязательных трат – т.е. того самого социального бремени, с которым они боролись на протяжении 1990-х годов, обернувшихся социально-экономической катастрофой.

Стоит упомянуть, что согласно федеральному закону о федеральном бюджете от 7 июня 2013г. дефицит бюджета в текущем году должен составить 0,8% ВВП, или 521,4 миллиарда рублей, доходы – 12,866 трлн. рублей, расходы – 13,387 трлн. рублей, нефтегазовые доходы – 5,926 трлн. рублей. Судя по всему, об указанных «безоблачных» параметрах бюджета можно смело забыть – сильнейший с кризисного 2009г. обвал производственной, инвестиционной, потребительской и внешнеторговой активности, которые не в силах удержать на плаву ни стабильно высокие цены на нефть (близкие к свои среднегодовым максимумам), ни продолжающий надуваться пузырь на рынке потребительского кредитования населения (годовые темпы роста банковского кредитования граждан России на протяжении трёх лет подряд превышают отметку в 38-40%), не оставляет российской бюджетной системе, 50% доходной части которой на федеральном уровне обеспечивается за счёт поступлений от нефтегазового комплекса, никаких шансов устоять.

В свою очередь Минфин, во главе которого по-прежнему стоят верные идейные ученики и последователи «рыночного фундаменталиста» Гайдара, продолжит с редки упорством пытаться свести бюджет без дефицита ценой удушения остатков отечественной несырьевой промышленности, структурной и технологической деградации народного хозяйства, блокирования модернизации и закрепления за Россией статуса сырьевой колонии, финансового резервуара, «отвёрточной площадки» и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций.

Стоит вернуться к вопросу о необходимости привлечения внешних источников финансирования, о которых в последние месяцы всё активней и недвусмысленней намекают в Минфине. Напомним, что по состоянию на 1 июля 2013г. на счетах Минфина в Центральном Банке и в коммерческих банках без дела лежало порядка 6,6 трлн. рублей – практически половина расходной части федерального бюджета России, запланированной на 2013г.

рыночные фундаменталисты3.jpgСовокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составляет 2,77 трлн. рублей, а Фонда национального благосостояния – 2,82 трлн. рублей. В строгом соответствии с псевдонаучными догмами «кудриномики» и «Вашингтонского консенсуса», которые призваны не допустить существование на территории России какой бы то ни было национальной обрабатывающей промышленности и наукоёмких производств, эти средства стерилизованы и выведены за пределы российской демонетизированной и деиндустриализированной экономики и финансируют научно-технический прогресс и модернизацию на территории стратегических конкурентов России (США, Еврозона, Япония, Великобритания и т.д.). Ещё без малого 1,2 трлн. рублей размещены Минфином и Федеральным Казначейством на счетах и депозитах в коммерческих и уполномоченных банках и так же являются временно свободными и неиспользуемыми финансовыми ресурсами.

Однако это нисколько не помешало Минфину при профицитном консолидированном бюджете (а в отдельные периоде и профицитном федеральном бюджете) и лежащих без дела на корреспондентских счетах в американских банках триллионах рублей продолжить занимать на внутреннем и внешнем рынке. Показательно, что в одном только 2010г. и только на внутреннем рынке Минфин умудрился занять свыше 650 млрд. рублей, в 2011г. – 1,1 трлн. рублей, а в 2012г. – порядка 550 млрд. рублей. В 2013г., согласно принятому ФЗ о федеральном бюджете, Минфин планирует привлечь как минимум 346,3 млрд. рублей. Как показывает практика предыдущих лет, линейная и примитивная логика исполнения бюджетного процесса для Минфина важнее, чем здравый смысл и национальные интересы – даже в случае бюджетного излишка Минфин умудрится занять на внутреннем и внешнем рынке им же предварительно изъятые и вывезенные туда государственные финансовые ресурсы, направив их на увеличение «нефтегазовой кубышки»: ФНБ и Резервного Фонда.

 

О БЮДЖЕТНОМ МАНЕВРЕ

Весьма показательно, что в последние недели в контролируемых властями СМИ активизировались разговоры о спешном пересмотре приоритетов бюджетной политики на фоне стремительно затухания экономической активности и коматозного состояния отечественной промышленности, повлекших провал с собираемостью ненефтегазовых доходов. Всё чаще стали всплывать рассуждения высокопоставленных чиновников о пресловутом «бюджетном манёвре», в рамках которого предполагается провести существенное перераспределение бюджетных расходов в рамках уже принятого бюджета с целью увеличения финансирования предвыборных обещаний президента и майских указов Путина ценой урезания расходов на отдельные направления социально-экономической политики. Прежде всего, под удар попадут сельское хозяйство, наукоёмкие производства, авиастроение, транспортная и энергетическая инфраструктура, ЖКХ, культура, спорт, а также отдельные направления в области науки, образования и здравоохранения.

Другими словами, в угоду политической целесообразности, административной лояльности и в силу искреннего желания не стать крайним за провал президентских обещаний руководство Минфина решило изобразить имитацию бурной деятельности. Наотрез отказываясь увеличить финансирование отечественной несырьевой экономики и социальной сферы (которые относительно размера ВВП недофинансируются в 2,5-3 раза по сравнению с экономически развитыми странами) и изо всех сил стараясь удержаться в рамках несовместимого с существованием отечественной экономики и подавляющей части населения России «бюджетного правила», Минфин судорожно перераспределяет финансовые потоки. При этом в Правительстве не хотят выходить за рамки принятого потолка расходов в 13,4 трлн. рублей и изыскивают средства на финансирование популистских обещаний президента за счёт сокращения расходов по остальным статьям.

Да, с формальной точки зрения высокопоставленные чиновники из целей политкорректности говорят об «оптимизации структуры бюджетных расходов», «повышении эффективности ассигнований» и «изыскании внутренних резервов». Однако на поверку эти слова оказываются самой элементарной попыткой выдать желаемое за действительное и под шумок, незаметно от граждан, сократиться расходы на те направления социально-экономической политики, которым не повезло оказаться в списке предвыборных обещаний президента и его майских указов. Показательно, что этот варварский, глубоко антинаучный и вредительский подход к налогово-бюджетной политике вызвал шквал критики не только за пределами Кремля и в экспертном сообществе, но даже внутри Правительства и «вертикали власти».

Например, вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец обвинила Минфин в беспрецедентном сокращении финансирования социальной сферы и срыве программ в области здравоохранения, науки, образования, социальной поддержки и обеспечения населения. А экс-министр экономики Андрей Белоусов, ставший «костью в горле» у руководства Минфина и Центрального Банка за яростную критику неадекватности проводимой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики (в частности по вопросу «бюджетного правила», неприкасаемости средств Резервного фонда и ФНБ, искусственно завышенных процентных ставок и курса рубля, необходимости ограничения произвола естественных и инфраструктурных монополий и т.д.), за своё несогласие с «генеральной линией партии» был отправлен на почётную пенсию с «псевдоповышением» до уровня помощника Президента России.

Добавить комментарий