0 59607

Бюджет России ставит крест на модернизации и делает невыполнимыми предвыборные обещания Путина

Бюджет России ставит крест на модернизации и делает невыполнимыми предвыборные обещания Путина

Правительство «медведевских либералов» занимается целенаправленной зачисткой экономического пространства для последующей финансово-экономической и научно-технической колонизации России со стороны ТНК. Вся суть их «модернизации» состоит в отмывании бюджетных средств на раскапывании картофельного поля в Сколково и «олимпийских стройках»

УРЕЗАНИЕ РАСХОДОВ НА ЭКОНОМИКУ - ОТКАЗ ОТ МОДЕРНИЗАЦИИ В ПОЛЬЗУ СТАТУСА СЫРЬЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Крайне серьёзные опасения вызывает заложенная в проект бюджета на 2013-2015 гг. программа урезания поддержки отечественных товаропроизводителей и финансирования национальной экономики. Во-первых, как уже отмечалось ранее, правительство медведевских либералов откровенно урезает и без того неадекватно низкие расходы на экономику на 1,67% в номинальном выражении и на 19,98% в реальном выражении с учётом официальной оценки инфляции.
Принимая во внимание, что падение покупательной способности российского рубля превысит заложенные в бюджете 5,5% на 2013 г. и 5 % в течение 2014-2015 гг. в 1,5, а реальная инфляция составляет 10-12% ежегодно, реальный размер финансовой поддержки национальной экономики сократится на 32-35%. Это радикальное урезание расходов на и без того находящуюся в коматозном состоянии экономику и пребывающую в многолетнем инвестиционном кризисе обрабатывающую промышленность лишь усилит деградацию и примитивизацию отечественной «экономики трубы».
И без того непозволительно масштабное сокращение расходов на отечественную экономику становится ещё драматичней в силу того, что целенаправленный отказ властей от финансирования российских товаропроизводителей совпадает по времени с втягивание России на Титаник ВТО и сползанием мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии.
В условиях, когда США, ЕС и Япония наращивают государственную поддержку своим товаропроизводителям, всё активней защищают свои внутренние рынки, прибегают к протекционизму и продвигают крупнейшие ТНК на внешние рынки, российские либералы сворачивают и без того неадекватно низкую поддержку отечественной экономики. Судя по всему, российские либералы, занимаются целенаправленной зачисткой экономического пространства для последующей финансово-экономической и научно-технической колонизации России со стороны ТНК. 
Во-вторых, и это не менее важно, имеет место качественная деградация самой структуры бюджетных расходов на поддержку отечественной деиндустриализированной «экономики трубы». Особенно сильные опасения вызывает стремительное сокращение финансирования ТЭК на 82,5% в номинальном и на 98,8% в реальном выражении, связи – на 32,5% и 48,8% соответственно, транспортной инфраструктуры – на 22,8% и 39,1%, а общеэкономических вопросов на 15,5% и 31,8% соответственно.
Удручающая ситуация складывается с финансированием сельского хозяйства, расходы на которое в номинальном выражении правительство планирует увеличить на едва заметные 9,9%. Тогда как в реальном выражении бюджетное финансирование АПК сократится на 6,33%. И это на фоне бездумного втягивания России в ВТО, от которого в числе главных пострадавших оказались отечественные аграрии и производители сельхоз техники, государственная поддержка которых в 15-20 раз ниже, чем в США, ЕС и Японии.
Таблица 1. Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг. по статье «Национальная экономика»

Таблица 1 - Расходы на экономику.jpg
Источник: расчёты автора по данным Минфина России
Сложно назвать вменяемым решение правительства сократить в ближайшие 3 года расходы государства на прикладные научные исследования на 16,3% в номинальном выражении и более чем на 32,6% с учётом накопленной инфляции. Не лучше обстоят дела с бюджетным финансированием исследований космоса, которое увеличится на едва заметные 0,58% в номинальном выражении и сократится на 15,7% в реальном.
Совершенно неудивительно, что единственной статьёй бюджета в рамках раздела «Национальная экономика», финансирование которой кабинет министров планирует расширить, является воспроизводство минерально-сырьевой базы. В течение 2013-2015 гг. Минфин планирует увеличить финансирование данного направления на 20% (с 22,2 до 41,6 млрд. рублей), что с учётом официального прогноза по инфляции означает рост на 3,77%. Судя по всему, именно продолжение нынешней политики паразитического проедания нефтедолларов и научно-технического потенциала России вкупе с сохранением статуса сырьевого придатка является основной сутью экономического блока бюджета.
Судя по всему, реальная суть российской модернизации состоит в отмывании бюджетных средств на раскапывании картофельного поля в Сколково и «олимпийских стройках», бесконтрольном заливании силовых ведомств триллионами бюджетных рублей, периодических подачках пенсионерам, а также дальнейшем проедании нефтедолларов и инфраструктурного, энергетического и производственного потенциала СССР.
Региональные бюджеты находятся в кризисном состоянии и не способны компенсировать выпадающие расходы федерального центра
Особенно сильные опасения вызывает сокращение межбюджетных трансфертов на 4,92% в номинальном выражении (с 634,3 до 603,1 млрд. рублей) и на 21,2% в реальном выражении с учётом накопленной инфляции в размере 16,3%. Совершенно непонятно, каким образом нынешние власти надеются обеспечить поддержание и без того неадекватно низких социальных расходов в регионах, если львиная доля налоговых поступлений концентрируется на федеральном уровне. При том, что 85% российских регионов имеют хронические бюджетные дефициты и целиком зависят от трансфертов из федерального центра, которые подлежат сокращению 4,9% в номинальном и на 21,2% в реальном выражении.
При этом власти не устают заявлять, что никакого существенного урезания бюджетного финансирования ключевых направлений социально-экономической политики не произойдёт. Якобы имеет место перераспределение бремени расходов с федерального на региональный и муниципальный уровни без сокращения государственного финансирования. Однако ни слова не говорится о том, что львиная доля самих субъектов регионов по сути дела сидит на голодном пайке и не имеет средств для финансирования элементарных социальных обязательств. Не говоря уже о стимулировании отечественных товаропроизводителей, возрождении высокотехнологичных производств, финансировании науки, образования, спорта и культурных мероприятий.
В России сложилась уникальная ситуация, при которой федеральный центр искусственно изымает у регионов в свою пользу наиболее существенные по объёму налоги и платежи, одновременно перекладывая львиную долю социальных расходов. НДС, акцизы, НДПИ, таможенные пошлины, НДФЛ, государственные пошлины и львиная доля социальных платежей, на которые приходится критически значимая часть доходной базы консолидированного бюджета России, оседают на федеральном уровне. Тогда как подавляющая часть социальных обязательств, не подкреплённая ресурсным обеспечением и финансовыми возможностями, передаётся с федерального уровня на региональный и муниципальный.
В результате этой политики подавляющая часть российских областей, регионов, краёв и прочих субъектов федерации находится в перманентном бюджетном кризисе, а его руководители вынуждены поддерживать правящий режим, от которого зависит получение финансирования из федерального центра и, следовательно, политическое будущие региональных властей.
Для сравнения, по итогам 2011 г. в структуре финансирования расходов на науку и образование лишь 25,9% приходится на федеральный бюджет, а 74,1% - на региональные бюджеты. В структуре ЖКХ лишь 10% приходится на федеральный бюджет, а 90% - на финансовые возможности субъектов регионов. Аналогичная ситуация наблюдается с расходами на поддержку национальной экономики – 55,4% всего финансирования обеспечивается федеральным центром, а 44,6% - регионами. И не стоит удивляться 2,5-кратному скачку площадей аварийного жилья за последние 11 лет, 85% износу базовой инфраструктуры и упадку наукоёмких отраслей промышленности.
Всего же в структуре совокупных затрат консолидированного бюджета России 45,6% расходов обеспечивается за счёт федерального бюджета, 27,3% - за счёт финансовых ресурсов субъектов федерации, а 23,6% - за счёт средств государственных внебюджетных фондов. Остальные 3,5% - бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Что касается расходов на социальную политику, то согласно официальным данным Минфина более 38% суммарных расходов консолидированного бюджета на финансирование социальной политики обеспечивается за счёт ресурсов федерального бюджета. Тогда как 11,5% приходится на бюджеты субъектов федерации, а 50,5% - на государственные внебюджетные фонды. И если благодаря колоссальному притоку нефтедолларов на федеральном уровне удаётся сводить бюджет с положительным финансовым результатом, то бюджеты регионов и внебюджетных фондов уже много лет сводятся с хроническим и постоянно расширяющимся дефицитом.
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015 гг. (в % к итогу)
Таблица 2 - Расходы бюджета.jpg
Источник: расчёты автора по данным Минфина России

ВЛАСТИ ВТЯГИВАЮТ РОССИЮ В ДОЛГОВУЮ КАБАЛУ
Судя по всему, российские власти продолжают курс на осознанное уничтожение остатков научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциала российской экономики. Либералы и последователи разрушительной идеологии «младореформаторов», оккупировавшие ключевые посты в экономическом блоке правительства, аппарата президента и всевозможных «экспертных» советах, продолжают навязывать курс, направленный на окончательную и бесповоротную капитуляцию России и сдачу финансово-экономического, производственного и научно-технического суверенитета.
Предлагаемый правительством проект бюджета вопреки многочисленным обещениям президента носит откровенно выраженный антисоциальный и антимодернизационный характер, закрепляющий за Россией статус сырьевой колонии транснационального капитала и рынка сбыта для продукции глобальных монополий.
И на фоне осознанного отказа от модернизации, выражающегося в сокращении расходов как в номинальном, так и в реальном выражении (т.е. с учётом официальной инфляции) на науку, образование, здравоохранение, поддержку отечественной экономики и финансирование ЖКХ, российские власти втягивают страну в долговую кабалу.
В 2012г. правительство планирует занять на внутреннем рынке свыше 448,5 млрд. рублей, в 2014 – 398,5, а в 2015г. – свыше 306,4 млрд. рублей. Другими словами, российские власти планируют занять только на внутреннем рынке 1,15 трлн. рублей, что выглядит откровенным вредительством и маразмом в ситуации, когда только по официальным данным Банка России нераспределённый остаток средств Минфина на счетах в Банке России и коммерческих банках зашкаливает за 6,8 трлн. рублей.
Только за период с января по сентябрь 2012г. совокупный объём средств Резервного Фонда подскочил в 2,41 раза (с 811 млрд. до 1,95 трлн. рублей), а объём Фонда Национального Благосостояния не опускается ниже 2,77 трлн.  рублей.
При этом правящие власти наотрез отказывают упоминать вслух тот факт, что только в 2011г. на обслуживание государственного и муниципального долга правительство было вынуждено потратить свыше 262,7. Другими словами, порядка 0,5% ВВП осело в карманах приближенных к власти финансовых спекулянтов, в коммерческих интересах которых, судя по всему, и происходит постоянное расширение внутренних заимствований государства.
Благодаря безудержному расширению внутренних и внешних заимствований на обслуживание государственного и муниципального долга правительство планирует выделить порядка 426,6 млрд. рублей в 2013г., 484,1 млрд. – в 2014г. и свыше 513,7 млрд. рублей по итогам 2015г.
Таким образом, только в ближайшие 3 года российские власти намерены перенаправить в карманы международных финансовых спекулянтов и крупных российских банков более 1424,4 млрд. рублей. Это превышает 2,5% ВВП России в 2011г. и сопоставимо с совокупными расходами правительства на науку и образование (550 млрд. рублей), здравоохранение (499,5 млрд.), культуру (83,7 млрд.), спорт (44,2 млрд.), СМИ (61,1 млрд.) и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ (279,8 млрд.)
Только за период с января 2009г. по август 2012г. размер внутреннего государственного долга вырос более чем в 2,5 раза – с 1,49 до 4,5 трлн. рублей. Ещё 41,3 млрд. долл. (или 1,28 трлн. рублей) приходится на государственный внешний долг. Другими словами, уже сегодня совокупный размер государственного долга превышает отметку в 5,78 трлн. рублей, а к 2015г. он должен превысить 7,2 трлн. рублей.
И это при том, что только за период с 2000 по 2011 гг. Россия по настойчивым рекомендациям МВФ и Всемирного Банка списала слаборазвитым странам более 76 млрд. долл. внешней задолженности. При этом буквально в начале сентября текущего года Министерство финансов, неустанно рассказывающее сказки про нехватку средств в бюджете, согласовало списание и реструктуризацию Северной Корее долгов на сумму свыше 11 млрд. долл. (90% задолженности). Это в 2 раза превышает расходы федерального правительства на сельское хозяйство в 2011 г. и эквивалентно совокупным расходам на изношенное на 80-85% ЖКХ (284 млрд. рублей).
Российские коррумпированные чиновники, искусственно подрывающие финансовые рычаги контроля России за иностранными государствами, объясняют этот шаг необходимостью России стать частью цивилизованного мира и содействовать помощи слаборазвитым странам. В противном случае США и ЕС не позволят России вступить в ОЭСР, которая стала очередной идеей фикс для российских либералов наряду с присоединением к Титанику ВТО, которое поставило крест на идее модернизации российской архаичной экономики и слезания с «нефтяной иглы».
Не намного лучше обстоят дела с внешним долгом частного сектора – компаний, промышленных предприятий, финансовых организаций и банков, которые искусственно выдавливаются на внешние рынки капитала в силу непозволительно высоких ставок по кредитам и занимают за рубежом вывозимые же из России государством золотовалютные резервы. Неудивительно, что за период 2000-2012 гг. ЗВР России подскочили с 27,6 до 514,5 млрд. долл., а внешний долг частного сектора (включая госкомпании и госбанки) с 31,4 до 515 млрд. долл.
За счёт разницы в уплачиваемых (6,5-8%) и получаемых процентах (1,5%) (так называемые «ножницы процентов») Россия ежегодно теряет свыше 30-35 млрд. долл. Согласно официальным данным Банка России только в 2011 г. чистые инвестиционные потери России от уплаты процентов, дивидендов и прочих доходов на капитал, превысили 50,7 млрд. долл. Это эквивалентно совокупным расходам федерального бюджета на поддержку национальной экономики в 2011 г. (1,79 трлн. рублей), а также суммарным расходам на науку и образование (553,3 млрд. рублей), здравоохранение (500 млрд.), спорт (44,2 млрд.), СМИ (61,1 млрд.), культуру (83,7 млрд.) и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ (279,8 млрд.)
В силу того, что Банк России наотрез отказывается развивать полноценную систему рефинансирования экономики и ограничивает всю эмиссию рубля притоком в страну нефтедолларов и иностранных кредитов, в стране поддерживается острая нехватка кредитным ресурсов.
Уровень монетизации экономики (Денежное предложение М2/ВВП) находится на отметке в 44%, что в 2 раза ниже аналогичного показателя в ЕС и СССР, и в 2,5-4 раза ниже, чем в динамично развивающихся экономиках Азии и Латинской Америки. В результате этого средние ставки по кредитам (18-23%) для малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве в 2-2,5 раза превышает рентабельность производства в несырьевом секторе экономики. И именно недоступные кредитные ресурсы (33% респондентов), вкупе с коррупционными поборами (55% опрошенных) и высокой монополизированностью экономики (10%) по данным опросов Левада-Центра являются основным фактором деградации структуры экономики и упадка несырьевых отраслей промышленности.

НЕВЫПОЛНИМОСТЬ ПРЕДВЫБОРНЫХ ОБЕЩАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА
Отдельного внимания заслуживает так называемый «бюджетный манёвр», благодаря которому правительство намерено реализовать предвыборные обещания президента Путина без увеличения общей суммы расходов.
Благодаря перераспределению бюджетных потоков и сокращению финансирования науки, образования, социальной сферы, экономики, спорта и культуры чиновники Минфина умудрились изъять из стратегических секторов экономики свыше 1,5 трлн. рублей. Всего же для реализации предвыборных лозунгов нынешнего президента правительству необходимо изыскать от 5,2 до 9 трлн. рублей в течение ближайших 6 лет, для чего цены на нефтяную смесь Brent должны подскочить до 150 долл. за баррель. Однако даже нынешний проект бюджета на 2013-2015 гг. наглядно демонстрирует, что никакого расширения финансирования социальной политики и экономики не будет. В лучше случае Минфин изыщет 3 трлн. рублей до 2018г. и то за счёт отвлечения их с других направлений бюджетной политики.
В 2013 г. на финансирование предвыборных обещаний Путина в бюджете зарезервировано свыше 277 млрд. рублей, в 2014 г. – 381 млрд., а в 2015 г. – более 487 млрд. Другими словами, ради выполнения предвыборных обещаний Путина правительство изъяло свыше 10% расходной части бюджета с тех направлений, которые были нацелены на не менее значимые направления социально-экономической политики. Другими словами, речь идёт о перекладывании одних и тех же бюджетных средств по разным карманам без какого бы то ни было расширения финансирования экономики, социальной сферы, ЖКХ, НИОКР и т.д.
Нынешний бюджет в принципе не позволяет реализовать ни одно из предвыборных обещаний Путина – начиная от 70% увеличения среднего размера заработной платы населения и доведения уровня пенсии до европейского стандарта в 40% от средней ставки оплаты труда в экономике. И заканчивая созданием 20 млн. инновационных рабочих мест, снижением стоимости кредитным ресурсов до уровня «инфляция плюс 2,2%» и повышением уровня заработной платы учителей до 100% от среднего значения по региону.
Как уже отмечалось ранее, на федеральном уровне запланировано беспрецедентное с середины 1990-х годов урезание расходов в реальном выражении на науку, образование, здравоохранение, ЖКХ, экономику, спорт и культуру. А бремя по финансированию социальных выплат и исполнения предвыборных обещаний Путина перекладывается на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, которые сами находятся в кризисном состоянии и живут благодаря трансфертам из федерального бюджета. Таким образом уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что предвыборные лозунги Путина так и останутся красивой фигурой речи и ни к чему не обязывающими рассуждениями о прекрасной жизни.

ФЕТИШ «БЮДЖЕТНОГО ПРАВИЛА»
Правительство России и администрация президента открыто заявляют, что у нынешнего бюджета есть всего лишь две главных позитивных характеристики: его «социальная направленность» и переход правительства к так называемому «бюджетному правилу». Как уже отмечалось ранее, широко разрекламированная «социальная направленность» предлагаемого проекта бюджета на практике оказалась всего лишь очередным мифом и пропагандой. В реальном выражении (т.е. с учётом инфляции) подлежат сокращению практически все расходы бюджета, кроме статей, связанных с обслуживанием государственного долга и пенсионными выплатами.
Не лучше обстоят дела с так называемым «бюджетным правилом», которое поставили в  заслугу самим себе не только министры и члены правящей партии, но даже лично премьер Медведев и президент Путин. Если раньше проект бюджета и расходная ведомость строились исходя из прогноза Министерства экономического развития относительно динамики цен на нефть, то теперь идейные последователи Кудрина, Гайдара, Чубайса и Ясина, душивших экономику на протяжении последних 20 лет, предлагают привязать прогнозные цены к средним за последние 5 лет.
«Бюджетное правило» предполагает, что все дополнительные доходы федерального бюджета от превышения средней цены на нефть сначала за пять предыдущих лет (с постепенным увеличением учетного периода до десяти лет) не будут тратиться на финансирование экономики и повышение уровня жизни нищих пенсионеров и врачей, а будут направляться в Резервный фонд.
После того, как размер фонда достигнет 7% ВВП (Министерству экономики так и не удалось пролоббировать снижение данного показателя до 5%), половина нефтяных сверхдоходов будет направляться в Фонд национального благосостояния, а вторая – может тратиться на инфраструктурные проекты, имеющие конечные сроки реализации.

Другими словами, российские экономические власти осознанно и целенаправленно продолжают убийственную финансово-экономическую политику по искусственному поддержанию хронического инвестиционного кризиса в несырьевых секторах экономики и отказу от модернизации экономики.

Добавить комментарий