0 29896

Бюджет России на 2013-2015 годы рассыпается ещё на стадии базовых предпосылок и макроэкономического прогноза

Бюджет России на 2013-2015 годы рассыпается ещё на стадии базовых предпосылок и макроэкономического прогноза

Как и следовало ожидать, подковёрная борьба в правительстве и администрации президента закончилась победой клана либеральных фундаменталистов. Несмотря на громкие заявления Путина и выговоры сразу трём министрам, контролирующие финансовый блок "гайдаровцы" продолжают навязывать России колониальный бюджет, превращающий страну в сырьевой придаток.

Прежде чем приступить к анализу непосредственно самого бюджета, столь активно проталкиваемого либеральным правительством Медведева, стоило бы сказать пару слов о тех базовых предпосылках, на которых строят, на которых строится проект бюджета на ближайшие 3 года. Откровенно утопическими и недостижимыми выглядят базовые макроэкономические индикаторы, от которых правительство предлагает отталкиваться при планировании бюджетной политики на 2013-2015гг. и в зависимость от которых ставится вся бюджетная системы России.
Совершенно непонятно, на основании каких прогнозов правительство ожидает увидеть средние темпы роста российской экономики в размере 4,2% в 2013-2015гг., а прирост промышленного производства на отметке в 3,7%.
Напомним, что на протяжении 2010 и 2011гг. темпы роста российской экономики стагнировали на отметке в 4,3%, а в первом полугодии 2012г. прирост ВВП России едва дотянул до 4,5%. И это несмотря на 45% прирост цен на энергоносители и колоссальный приток «нефтедолларов» в Россию, в результате  чего профицит внешнеторговых операций подскочил с 151,9 млрд. долл. в 2010г. до 198,1 млрд. в 2011г. и свыше 110 млрд. долл. по итогам 1-го полугодия 2012г. (220-235 млрд. к концу текущего года).
Более того, уже к концу текущего года темпы роста российской экономики по официальному прогнозу Минэкономики снизятся до менее чем 2,2-2,4%. Именно такими темпами должна расти российская деиндустриализированная «экономика трубы», чтобы после роста на 4,5% в первом полугодии текущего года выйти на целевой показатель в 3,4% по итогам всего 2012г., на который ссылается Минэкономики. Другими словами, уже сейчас буквально на глазах происходит не просто замедление темпов экономического роста и затухание деловой активности в России, а радикальный обвал экономической активности, который не в силах предотвратить даже стабильно высокие цены на нефть и прочее сырьё.
Тогда как ещё в 2005г. лучшие российские макроэкономисты и учёные РАН пришли к выводу, что в условиях сложившейся в России колоссальной имущественной дифференциации населения для поддержания социальной стабильности российская экономика должна расти минимум на 5,5% в год. С тех пор социальная пропасть лишь расширилась – только по официальным данным Росстата разрыв в уровне оплаты труда 10% наиболее  богатых и 10% наименее социально защищённых граждан составляет 16 раз. А с учётом доходов от капитала и предпринимательской деятельности, а также скрытых источников (криминал, коррупция и т.д.) пропасть достигает катастрофических 75-110 раз.
Не лучше обстоят дела с прогнозом по динамике промышленного производства – цифра в 3,7% выглядит избыточно оптимистичной даже по нынешним весьма оптимистичным меркам. За последние 2,5 года темпы роста промышленного производства сжались более чем в 3 раза – с 8,2% в 2010.г до 4,7% в 2011г. и менее 2,3% по итогам 2-го квартала 2012г. Нынешние темпы роста производства в 2 раза ниже средних темпов в докризисный период 2003-207гг. (7%), несмотря на тот факт, что в настоящий момент цены на энергоносители уже превысили уровень 2007г. и находятся вблизи исторических максимумов.
Ещё хуже обстоят дела в сегменте обрабатывающих производств, которые непосредственным образом связаны с развитием научно-технического и производственного потенциала страны, модернизацией экономики и возрождением наукоёмких производств высоких переделов. Темпы роста выпуска продукции в обрабатывающих производствах сжались с 11,8% в 2010г. до 6,5% в 2011г. и менее 4,5% в январе-августе 2012г.
В целом же, уже сегодня можно смело говорить о том, что российская деиндустриализированная «экономика трубы», в рамках которой 92% валютной выручки обеспечивается сырьём и продукцией низких переделов, а 73% капитальных вложений и 85% прибылей оседают в карманах сырьевых олигархов, естественных монополий и перекупщиков, находится в состоянии рецессии. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что в марте-апреле и июне-июле текущего года впервые с кризисного 2009г. было зафиксировано помесячное снижение промышленного производства и ВВП с учётом сезонного и календарного факторов.
Не намного вменяемей выглядит прогноз по инфляции. Согласно оценкам правительства прирост потребительских цен составит 5,5% в 2013г., и по 5% в 2014 и 2015 годах. Во-первых, эти цифры выглядят откровенно утопически – за последние 20 лет прирост цен не опускался ниже 6,1% (в 2011г.). И даже в 2011г. в разгар предвыборного периода Росстат умудрился получить эту цифру лишь благодаря статистическим припискам.
По итогам 2011г. тарифы естественных монополий выросли в цене на 14-17%, продовольствие подорожало на 8-10%, отпускные цены в промышленности выросли на 12%, а официальная оценка дефлятора ВВП превысила 15,8%, что оказалось существенно хуже показателя 2010г. (11,6%).
Совершенно очевидно, что нынешний прогноз по динамике инфляции также не будет иметь совершенно никакого отношения к действительности. Судя по всему, «эксперты» правительства в целях политкорректности и минимизации индексации социальных выплат искусственно в 2-2,5 раза занижают реальную оценку инфляции, которая для 70% населения с доходами менее 20 тыс. рублей в месяц превышает 12-15%.
Совершенно не реализуемым и несостоятельным выглядит прогноз по приросту реальных располагаемых доходов населения. Согласно правительственным прогнозам с учётом существенной заниженной оценки инфляции прирост доходов населения должен варьироваться  в диапазоне 4-5% на протяжении 2013-2014гг. Однако в принципе не понятно, на основании каких предпосылок делались эти прогнозы – в проектах бюджета на 2011 и 2012гг. российские коррумпированные чиновники также обещали обеспечить рост уровня жизни населения на 3-4%.
Тем не менее, на протяжении января-августа 2011г. только по официальным данным Росстата реальные располагаемые доходы населения сжимались на 0,5-2%. И лишь благодаря предвыборной накачке экономики 3,5 трлн. рублей в последние месяцы 2011г. в разгар предвыборной гонки удалось добиться едва заметного роста уровня жизни населения на 0,8%. Столь низких темпов роста доходов населения в России не наблюдалось аж с дефолтного 1998г., что наглядно свидетельствует о том, что даже стабильно высокие и растущие цены на нефть больше не в силах тащить за собой парализованную судорогой коррупции и беспределом монополий российскую «экономику трубы». Даже в разгар кризиса 2008-2009гг. правительству удалось не допустить падения доходов населения – по данным Росстата в 2008г. они выросли на 2,4%, а в 2009г. на 3,1%.
И это на фоне 15% роста цен на нефть в 2011г. и разбухания золотовалютных резервов до 510 млрд. долл., которые продолжили работать на финансирование научно-технического потенциала и модернизации экономики наших стратегических конкурентов.
По итогам января-июля текущего года прирост доходов населения и вовсе не дотянул до 2,9%, что стало наихудшим значением. При том, что средние цены на нефть смеси Urals на протяжении первых 8-ми месяцев 2012г. находились выше отметки в 107 долл. за баррель, что существенно превышает прогнозные цены на 2013-2015гг. (91-93 долл.). В таком случае прогноз правительства относительно уровня жизни населения (также как и всех остальных макроэкономических индикаторов) выглядит не только избыточно оптимистичным, а откровенно утопичным и нереализуемым.
Более того, нынешний бюджет верстался правительством из откровенно утопичного предположения о том, что катастрофический чистый отток капитала из России в 2008-2012гг. сменится чистым притоком в плановом 2013-2015гг. Однако этот прогноз является свидетельством либо вопиющего непрофессионализма российских бюрократов, либо несовместимого с жизнью оптимизма, либо намеренного желания властей сверстать максимально политкорректный, но при этом априори нереализуемый проект бюджета.
При этом только за период с 2008г. по июнь 2012г. по данным Банка России совокупный чистый вывоз капитала из России превысил отметку в 348,1 млрд. долл., что эквивалентно 11 трлн. рублей или величине федерального бюджета России в 2011г. При этом только официально зарегистрированный размер незаконного вывоза капитала в рамках фиктивных внешнеэкономических операций превысил 144,7 млрд. долл., а зафиксированный вывоз откровенно криминальных активов 44,7 млрд. долл., что превышает суммарные расходы федерального правительства на науку, образование, здравоохранение, культуру, спорт и ЖКХ вместе взятые в 2011г.
Что хуже всего, вопреки широко распространённому мифу из России бежит не «горячий» спекулятивный капитал, а производительные инвестиции в виде прямых капитальных вложений и кредитов. Из 348,1 млрд. долл. чистого оттока более 50 млрд. пришлось на чистый вывоз прямых иностранных инвестиций, 189,1 млрд. долл. – кредиты и займы и лишь менее 57,1 млрд. долл. вывоза капитала пришлось на портфельные спекулятивные инвестиции. Остальные средства (чуть менее 52 млрд. долл.) были вывезены государством и Банком России по линии формирования ЗВР (нетто-кредиты стратегическим иностранным конкурентам) и криминалом.
На протяжении всех последних 3,5 лет чуть ли не ежемесячно высокопоставленные чиновники Банка России и Министерства экономики на полном серьёзе заявляли, что бегство капитала носит временный и конъюнктурный характер. И что в скором времени в Россию потекут иностранные инвестиции. Судя по всему, даже никому не подконтрольные руководители Банка России, откровенно вводящие в заблуждение российских граждан и инвесторов аж с 2008г., наконец-то осознали всю тяжесть сложившейся ситуации и были вынуждены пересмотреть свой прогноз по оттоку капитала.
Ещё в середине лета текущего года руководство Банка России умудрялось заявлять, что отток капитала в 43,4 млрд. в январе-июне текущего года сменится аналогичным по масштабу притоком во втором полугодии. Однако буквально 27 сентября зампред Банка России Алексей Улюкаев, 3,5 года закрывавший глаза на беспрецедентный и катастрофический по своим масштабом вывоз капитала, был вынужден признать, что по итогам 2012г. чистый вывоз капитала достигнет 60-65 млрд. долл. В этой ситуации становится совершенно непонятно, на основании каких фактов Улюкаев и правительство считают, что после 4 лет беспрецедентного по масштабам и интенсивности вывоза капитала из России в ближайшие 3 года ситуация изменится и капитал потечёт обратно в деиндустриализированную «экономику трубы».
Если нынешним властям не удалось обеспечить исполнение завяленных в предыдущих прогнозах макроэкономических параметров (прирост ВВП, промышленного производства, инфляции, доходов населения и т.д.) в условиях крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, то совершенно непонятно, каким образом правительство собирается это сделать в условиях сползания мировой экономики в кризис и беспрецедентного затухания российской экономики.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА
Совершенно очевидно, что предлагаемый правительством бюджет ни в коей мере не соотносится с предвыборными обещаниями президента Путина и ставит крест на самой идее модернизации российской деиндустриализированной экономики трубы. Бюджет на 2013г. и плановый период 2014-2015гг. носит ярко выраженный реакционный характер, который отражает целенаправленную и осознанную политику властей по отказу от возрождения отечественной наукоёмкой промышленности, финансированию научно-технического и производственного потенциала.
Согласно законопроекту, опубликованному 18 сентября на сайте Минфина и столь же спешно снятому с него после публичной критики правительства со стороны Путина, доходы федерального бюджета в 2013 году составят 12,9 триллиона рублей, расходы - 13,4 триллиона. На 2014 и 2015 годы доходы бюджета определены в размере 14,6 триллионов рублей и 15,7 триллионов рублей, расходы - 14,2 триллиона и 15,7 триллионов рублей соответственно.
Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2013 году составит порядка 0,8% ВВП по сравнению с 1,5% ВВП, утвержденных ранее в основных направлениях бюджетной политики на 2013-2015гг. По итогам 2014г. бюджетный дефицит составит 0,2% ВВП против 0,6% ВВП, запланированных ранее, а в 2015г. приблизится к нулевой отметке и составит 0,01% ВВП против 0,1% ВВП.
При этом предполагается, что ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в 2013г. составит 9,7% ВВП, в 2014г. - 8,7% ВВП, в 2015г. - 8,5% ВПП. Аналогичные заявления российскими чиновниками делались и ранее, что не помешало ненефтегазовому дефициту бюджета превысить отметку в 9,7% ВВП в 2011г. и 12,6% в кризисном 2010г. По итогам 2012г. этот показатель должен составить не менее 9,5% ВВП или практически половину всех расходов.
Ещё накануне кризисного обвала 2008г. правительство планировало ограничить предельно допустимую величину ненефтегазового дефицита федерального бюджета на уровне 3,4-4,7% ВВП. Однако уже в 2008г. он без учёта нефтегазовых доходов дефицит составил 6,4% ВВП, а в разгар кризисного 2009г. подскочил до 13,5%. При том, что ещё в 2007г. ненефтегаховый дефицит не превышал отметку в 3,7%, а за период 2001-2006гг. она варьировался в диапазоне 0-2,5% ВВП.
Другими словами, в течение «тучных нулевых» вместо ускоренного  развития несырьевых секторов экономики, возрождения наукоёмких производств и обрабатывающей промышленности высоких переделов, что позволило бы существенно снизить избыточную зависимость бюджета в целом и уровня жизни подавляющей части населения от цен на нефть, российские власти предпочитали проедать нефтедоллары. Вместо стимулирования отраслевой диверсификации экономики и создания дополнительных источников бюджетных доходов, кремлёвские чиновники и правительство всё плотней подсаживали и продолжают подсаживать российскую экономику на «нефтяную иглу». В результате чего более половины всех расходов и доходов федерального бюджета только по прямому методу учёта (без косвенных  эффектов) находятся в прямой зависимости от ценовой конъюнктуры на товарно-сырьевых биржах.
Сложилась парадоксальная ситуация, при которой перспективы России, ситуация в экономике и способность государства исполнять свои конституционные обязанности перед своими гражданами были поставлены в прямую зависимость от неконтролируемых факторов – настроений глобального спекулятивного капитала и действий Центробанков стратегических конкурентов России.
Не удивительно, что за период 2002-2011гг. добавленная стоимость в финансовом секторе выросла в 3,7 раз, в торгово-посреднических операциях – в 2 раза, а в спекулятивных операциях с недвижимостью и строительном секторе – в в 1,69 и 1,77 раз соответственно. Тогда как прирост ВВП в целом едва дотянул до 1,51 раз, обрабатывающие производства прибавили 34,6%, сельское хозяйство – 16,9%, а в образовании и социальных услугах зафиксирован спад добавленной стоимости на 0,8% и 1,2% соответственно.
Одновременно с этим за период 2000-2011гг. в 2,55 раз увеличилось потребление домашних хозяйств, реальный объём импорта подскочил в 5,6 раз, экспорт вырос в фиксированных ценах в 2 раза, а добавленная стоимость в производственном секторе увеличилась на едва заметные 1,73 раза. В этой связи можно смело говорить о том, что в период «тучных нулевых» власти продолжали проедать нефтедоллары и паразитировать на производственном, научно-техническом и инфраструктурном запаса прочности советской эпохи.
Это наглядней любой критики свидетельствует о качественной деградации структуры российской экономики, примитивизации производства и снижении конкурентоспособности России на мировом рынке, которая будет лишь усугубляться по мере втягивания России на Титаник ВТО.

Добавить комментарий