0 161450

Бюджет России на 2013-2015 годы - крест на модернизации в пользу финансово-сырьевой колонизации

Бюджет России на 2013-2015 годы - крест на модернизации в пользу финансово-сырьевой колонизации

Российские коррумпированные чиновники, рассуждающие о "социальной направленности бюджета", продолжают реализовывать политику по целенаправленному уничтожению остатков научно-технического и производственного потенциала России с целью расчистки экономического пространства для финансово-экономической колонизации страны со стороны глобального бизнеса

Бюджетная система находится в кризисном состоянии
К огромному сожалению, российские власти не учатся на своих ошибках. Вместо расширения финансирования научно-технического потенциала, приоритетной поддержки отечественных товаропроизводителей и обрабатывающей промышленности высоких переделов российские чиновники продолжают судорожно вливать средства в крайне коррупциогенные «олимпийские стройки» и повышать пенсии, стремясь задобрить наиболее патерналистскую часть населения.
При этом уже сегодня становится очевидно, что российская бюджетная система находится в кризисном состоянии и без радикального изменения финансово-экономической политики это рискует спровоцировать глубокий и масштабный социально-экономический кризис. Нельзя снижать финансирование разрушенной системы образования, здравоохранения и экономики, а также урезать социальные выплаты гражданам России в условиях, когда 60% населения являются нищими и получают менее 17 тыс. рублей в месяц.
Это обусловлено тем, что возврат к ультралиберальным принципам бюджетной политики 1990-х годов При этом наращивать бюджетные обязательства в условиях тотальной коррупции, затухания экономического роста, ценового беспредела монополий и критической зависимости бюджета от падающих цен на нефть также не получается. В противном случае это спровоцирует втягивание России в долговую кабалу, которая уже сегодня обходится стране в 262 млрд. рублей, а к 2015г. будет обходиться в 510-550 млрд. рублей.
Таблица 1. Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг.
Таблица 1 - динамика расходов.jpg
Источник: расчёты автора по данным Минфина России
Весьма знаковой стала публичная критика работы правительства Медведева со стороны Путина и беспрецедентное за долгие годы вынесение президентом выговора в адрес сразу трёх министров. Сразу после этого Минфин в спешном порядке удалил со своего официального сайта проект бюджета на ближайшие 3 года, что дало повод ряду оптимистично настроенных экспертов расценить это как правильный шаг в сторону формирования принципиально нового бюджета. Однако никаких позитивных изменений в проекте бюджета, судя по заявлениям высокопоставленных членов кабинета министров, так и не произошло. Сначала об этом публично заявил глава Минфина Антон Силуанов, а затем подтвердил премьер-министр Медведев.
Силуанов недвусмысленно дал понять, что даже после публичной критики кабинета министров со стороны Путина никаких радикальных изменений в бюджете не произойдёт, а финансирование национальной экономики, науки и образования будет осуществляться по остаточному принципу. При этом финансирование президентских обещаний будет осуществляться за счёт так называемого «бюджетного манёвра», предполагающего отвлечение бюджетных средств с других жизненно важных направлений.
Другими словами, либеральное правительство Медведева продолжило реализацию паразитической политики Алексей Кудрина по проеданию поступающих в страну нефтедолларов и вывозу за рубеж валютных резервов. Вместо расширения финансирования науки, образования, здравоохранения и несырьевых секторов экономики Минфин открыто саботировал предвыборные обещания Путина и занялся перекладыванием денег из одного кармана в другой.
Совершенно непонятно, о какой модернизации российской экономики, инновациях и слезании с «нефтяной иглы» может идти речь при таком откровенно антимодернизационном бюджете. Россия обречена оставаться «сырьевой колонией» и рынком сбыта для глобальных ТНК до тех пор, пока правительство осознанно и целенаправленно на 25-60% (с учётом инфляции) урезает расходы на ключевые направления социально-экономической политики. И прежде всего те, которые связаны с развитием научно-технического и производственного потенциала, возрождением обрабатывающей промышленности и модернизацией изношенной на 80-85% базовой инфраструктуры.
Прежде всего, в глаза бросается радикальное и беспрецедентное за все последние 11 лет «путинского застоя» сокращение финансирования здравоохранения на 26,9% (494,3 до 361 млрд. рублей), ЖКХ – на 27,5% (с 139,9 до 101,3 млрд.), физической культуры и спорта – на 35,7% (с 51,2 до 32,9 млрд.), СМИ – на 27,9% (с 70,4 до 50,7 млрд.).
Также более чем на 5,45% сокращается финансирование науки и образования (с 605,6 до 572,6 млрд. рублей), что отражает истинную суть обещаний властей относительно набивших оскомину модернизации и инноваций. Именно по этой причине российская модернизация свелась к раскапыванию картофельного поля в оффшорном пригороде Москвы, замене лампочек в подъездах и изобретению морально устаревшего «чубридера» за 20 тыс. рублей.
Едва заметный прирост государственных затрат предполагается по статье культура (на 3,21%) и охрана окружающей среды (+6,1%). Однако в силу смехотворного объёма средств, выделяемых государством на эти цели (91,3 и 24,9 млрд. рублей соответственно в 2013г.), эта капля в море в большей степени напоминает издёвку, нежели попытку решить проблему упадка культуры, дебилизации населения и ужасной экологической ситуации.
Кроме того ближайшие 3 года предполагается сократить и без того неадекватно низкие расходы на национальную экономику на 1,67% - с 1,68 до 1,65 трлн. рублей. При том, что объём расходов на поддержку отечественных товаропроизводителей, сельского хозяйства, наукоёмкой промышленности высоких переделов едва дотягивает до 3,3% ВВП, а с учётом региональных бюджетов – 6,7% ВВП.. Тогда как у наших стратегических конкурентов в США, ЕС, Японии и даже Японии на финансирование отечественной экономики выделяется порядка 13-15% ВВП.
Неудивительно, что средние темпы роста импорта в 3-4 раз превышают прирост обрабатывающих производств, а на долю продукции иностранных ТНК приходится 65% продовольствия, 85% фармацевтики и 90-95% рынка электроники, бытовой техники и высокотехнологичного оборудования.

СУТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ - ЗАДАБРИВАНИЕ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ И ОБОГАЩЕНИЕ ПРИДВОРНЫХ ФИНАНСОВЫХ СПЕКУЛЯНТОВ
Совершенно очевидно, что российские власти взяли курс на задабривание силовых ведомств и наращивание финансовой поддержки правоохранительных органов, всё чащу воспринимаемых в качестве карательных сил. В течение 2013-2015гг. совокупные расходы федерального бюджета на национальную оборону должны вырасти на 5,89% (с 1007 до 1066 млрд. рублей), а финансирование национальной безопасности и правоохранительных органов увеличится на 4,86% (с 1,59 до 1,66 трлн. рублей).
Судя по всему, российские коррумпированные чиновники прекрасно осознают провал проводимой в стране откровенно вредительской и противоречащей государственным интересам социально-экономической политики. И именно по этой причине нынешние власти ускоренными темпами расширяют финансирование силовых ведомств, которые, по их мнению, должны обеспечить безопасность правящего режима в условиях расширяющегося социального протеста и недовольства масс.
Таким образом, расширение бюджетного финансирования наблюдается исключительно по направлению правоохранительных ведомств, карательных структур и министерства обороны. Совершенно очевидно, что Россия, обладающая практически третью всех запасов полезных природных ископаемых на планете и занимающая стратегически значимое с географической точки зрения положение между Азией и Европой, является лакомым куском и рассматривается крупным транснациональным капиталом в качестве трофейного пространства.
В этой связи критически важным видится увеличение финансирования оборонно-промышленного комплекса с целью повышения обороноспособности страны и создания импульса для развития научно-технического потенциала и возрождения высокотехнологичных производств. В этом плане действия властей по наращиванию финансирования ВПК (тем более после многократного обвала в 1990-х годах) не вызывают совершенно никаких возражений. Во всех крупнейших экономиках мира с развитой наукоёмкой промышленностью именно ВПК и отрасли двойного назначения являются фундаментом  для развития научно-технического потенциала и дальнейшего трансферта технологий в гражданские отрасли промышленности.
Другое дело, что, как показывает опыт последних лет построения «сувенирной демократии» и «вставания с колен», под разговоры о возрождении обороноспособности страны и развитии наукоёмких отраслей двойного назначения российские коррумпированные чиновники занимаются элементарным расхищением бюджетных средств. И без реального ограничения воровства в системе Гособоронзаказа и повышения финансово прозрачности всех бюджетных отношений дополнительное расширение финансирования ОПК приведёт лишь к ещё большему расцвету коррупции и незаконному вывозу капитала из России.
Неудивительно, что уже более 3 лет подряд наблюдается хронический срыв Гособоронзаказа, о чём вынуждены открыто заявлять президент и премьер. Объём хищений бюджетных средств в рамках финансирования силовых ведомств колеблется в диапазоне 35-60% от выделяемых средств. А по оценкам Счётной Палаты из 718 млрд. рублей нецелевого использования бюджетных средств в 2011г. свыше 70% пришлось на силовые ведомства. 
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг.

Таблица 2 - Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг..jpg Источник: расчёты автора по данным Минфина России

РАДИКАЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, ЖКХ И ЭКОНОМИКИ ЗАКРЕПЛЯЕТ ЗА РОССИЕЙ СТАТУС «СЫРЬЕВОЙ КОЛОНИИ»
На фоне непрекращающихся разговоров правящих властей относительно необходимости проведения модернизации и отраслевой диверсификации экономики, мы видим практически повсеместное сокращение бюджетных расходов правительства как в номинальном, так и в реальном выражении.
При этом, если в номинальном выражении по ряду направлений бюджетной политики (пенсионное обеспечение, охрана окружающей среды, национальная обороны и безопасность и т.д.) наблюдается увеличение финансирования, то в реальном выражении даже с учётом официально заложенной в бюджет инфляции наблюдается масштабное сокращение финансирования практически всех направлений бюджетной политики.
Согласно предложенному проекту бюджета за период 2012-2013гг. правительство планирует сократить совокупные бюджетные расходы на 11,8% в реальном выражении, тогда как в номинальном выражении планируется рост на 4,4%. Расходы на национальную экономику с учётом накопленного снижения покупательной способности рубля за ближайшие 3 года сократятся на 17,9%, на ЖКХ – на 43,8%, на образование – на 21,7%, на здравоохранение – на 43,2%, физическую культуру и спорт – на 52%, на СМИ – 44,2%, а на охрану окружающей среды – на 10,2%.
Даже те направления бюджетной политики, финансирование которых правительство планирует расширять в номинальном выражении и обеспечивать финансовыми ресурсами в приоритетном порядке, с учётом инфляции столкнутся с существенным сокращением финансирования.
Расходы федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность в течение ближайших 3 лет в реальном выражении сократятся на 10,4 и 11,4% соответственно. При том, что в номинальном выражении запланирован рост бюджетного финансирования на 5,8 и 4,9% соответственно. Не лучше обстоят дела с расходами на общегосударственные вопросы, которые в реальном выражении в ближайшие 3 года подлежат сокращению на 0,7% в номинальном и на 17% в реальном выражении. И это при том, что даже само правительство называет нынешний проект бюджета умеренно оптимистичным. 
Совершенно непонятно, каким образом российские власти собираются не то что заниматься модернизацией экономики и повышать инновационный потенциал России, а элементарно поддерживать социально-политическую стабильность. Напомним, что нынешний бюджет свёрстан исходя из крайне оптимистичных прогнозов относительно темпов роста российской экономики, прироста промышленного производства, уровня инфляция, динамики доходов населения, цен на нефть т.д.
Таблица 3. Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг. (в % к ВВП)

Таблица 3 - Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг. (в % к ВВП).jpg
Источник: расчёты автора по данным Минфина России

КАЧЕСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Ещё наглядней качественная деградация российской бюджетной политики в целом и предложенного проекта бюджета на 2013-2015гг. в частности проявляется в сокращении удельного веса расходов на стратегически значимые направления в сопоставлении с ВВП. В течение ближайших 3 лет российские власти предлагают сократить общую расходную ведомость федерального бюджета с 17,4 до 14,6% ВВП, тогда как ещё в 2011г. она составляла более 20% ВВП. Тогда как в экономически развитых странах этот показатель превышает не опускается ниже 30% ВВП, а в странах Скандинавии превышает 40%.
Совершенно непонятно, о какой модернизации, инновациях и отраслевой диверсификации экономики может идти речь, когда удельный вес расходов на экономику за период 2013-2015гг. подлежит сокращению с 2,54% до 2% ВВП. Тогда как ещё в 2011г. объём расходов федерального бюджета на поддержку отечественной экономики составлял порядка 3,28% ВВП. Урезание расходов на оказание поддержки отечественным товаропроизводителям на целых 1,3% ВВП может повлечь за собой катастрофические последствия. Тем более в условиях скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и нарастания глобальной конкуренции.
В этой ситуации не стоит удивляться тому, что износ основных фондов в российской экономике только по официальным данным Росстата за последние 10 лет вырос с 37,8% до 47,5%, а в действительности зашкаливает за 65-70%. При этом объёмы выпуска машин и оборудования по-прежнему на 47% ниже отметок 1991г., транспортных средств – на 38,3%, в лёгкой и текстильной промышленности – на 67-75%. А производство высокотехнологичной продукции (металлорежущих станков, сельхоз техники, вычислительных приборов, оптической техники, авиационной техники и т.д.) в 3-10 раз ниже уровня 20-летней давности.
Совершенно утопичными и нереализуемыми выглядят заявления властей про запланированное возрождение отечественной наукоёмкой промышленности, объёмы выпуска которой в 3-10 раз ниже 1990г., износ фондов зашкаливает за 75%, а капитальные вложения в 2,5-3 раза ниже отметок 20-летней давности. Уже сегодня свыше 92% всей валютной выручки России обеспечивается за счёт распродажи невосполнимого минерального сырья и продукции низких переделов, а 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% прибылей российской экономики оседает в карманах сырьевых олигархов, естественных монополий, металлургов и перекупщиков.
Невозможно обеспечить подъём отечественной обрабатывающей промышленности высоких переделов в условиях, когда расходы на образование в ближайшие 3 года сократятся с 0,91 до 0,69% (1,01% в 2011г.), а расходы на здравоохранение – с 0,74 до 0,44% ВВП (0,92% в 2011г.). Одновременно с этим Минфин и кабинет министров Медведева предлагают сократить расходы на физическую культуру и спорт с 0,08 до 0,05% ВВП, а финансирование культуры и кинематографа урезать с 0,14 до 0,11% ВВП.
Не лучше обстоят дела с финансированием ЖКХ, которое уже сегодня находится в аварийном состоянии со степенью износа свыше 80-85%. Под разговоры о необходимости повышения качества жизни населения, а также проведения капитального ремонта ветхого и аварийного жилья расходы на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства сокращаются с 0,51% в 2011г. до 0,21% в 2013г. и менее 0,12% по итогам 2015г.
Даже расходы на оборону и правоохранительную деятельность, расширением которых российские власти пытаются задобрить силовые ведомства и создать базу для защиты самих себя от доведённого до отчаяния и нищеты населения, сокращаются в реальном выражении на 10,4% и 11,4% соответственно. В результате чего бюджетное финансирование оборонно-промышленного комплекса, и без того находящегося в жутком инвестиционном кризисе, в ближайшие 3 года должно сократиться с 1,51 до 1,29% ВВП. Тогда как ещё в 2011г. на ОПК выделялось порядка 2,78% ВВП. Расходы на правоохранительную деятельность и национальную безопасность, под которыми в последние годы понимается поддержание благосклонности карательных структур, сокращается с 2,39% до 2,01% ВВП.
Необходимо отдавать себе отчёт в том, что, предлагая на утверждение Госдумы такой откровенно антисоциальный и антимодернизационный бюджет и ставя свою подпись под ним, нынешние премьер и президент  осознанно отказываются от какой бы то ни было модернизации отечественной деиндустриализированной «экономики трубы».
Правящая коррумпированная бюрократия под предлогом высокой зависимости бюджета от цен на нефть (ими же и порождённой) и рисков в мировой экономике предлагает обществу одобрить бюджет, который ставит крест на модернизации и консервирует феодально-олигархический характер экономических отношений. Этот бюджет предполагает радикальное сокращение государственных расходов на науку, образование, здравоохранение, культуру и оказание поддержки отечественным товаропроизводителям до уровня слабо развитых стран третьего мира.
Складывается такое ощущение, что российские чиновники всеми силами стараются не допустит самой возможности проведения модернизации российской архаичной экономики и искусственно удерживает в нищете 60% населения с доходами менее 17 тыс. рублей. Зарубежные покровители  российских клептоманов в США и ЕС (на территории которых чиновники и олигархи хранят свои незаконным образом полученные активы и где живут их семьи) в силу объективных причин не заинтересованы в реальной модернизации российской экономики и появлению конкуренции глобальным монополиям. Тем более, что реальная модернизация экономики неизбежным образом потребует возврат российских валютных резервов с финансового рынка США и ЕС, в чём меньше всего заинтересованы финансово-политические элиты этих стран.

Добавить комментарий