Источник «науки психологии»

Источник «науки психологии»

В связи с тем, что психология внедряется везде, включая детские сады, публикуем краткую историю психологии, как она изложена в «электронной еврейской энциклопедии»

Человеческое поведение со всеми его загадками и детерминирующая его душевная жизнь пробудили интерес у евреев так же рано, как и у других народов. В Библии и Талмуде содержатся многочисленные упоминания психических аномалий и расстройств в основном в контексте связанных с ними ритуальных и правовых проблем.

В талмудической и мидрашистской (см. Мидраш) литературе наряду с этим часто обсуждаются вопросы, касающиеся различий в индивидуальном и групповом поведении в пределах психической нормы (например, Авот 2:4), оценок личностных качеств и роли привычек в их формировании (например, Иома, 27а), сновидений и их происхождения (например, Санх. 38а; Иома 27а) и многие другие проблемы, вошедшие впоследствии в предмет психологии. Общее объяснение душевной жизни и особенно поведения человека (причем не только с этической, но и психологической стороны), данное еще в Торе (например, Быт. 8:21) и сохраненное во всех последующих толкованиях, содержится в различении двух главных человеческих побуждении: иецерха-ра (буквально «инстинкт зла» — нередко неудержимая склонность к греху) и иецер ха-тов («инстинкт добра» — столь же сильное стремление к обузданию первой). Эти начала не тождественны плоти и духу, дуализм которых в первоначальном иудаизме полностью отсутствует. Человеку предоставляется свободный выбор между этими началами, но на него возлагается и ответственность за последствия своего выбора. Учение о душе у средневековых еврейских мыслителей базируется в основном на этой традиции, усложненной заимствованными у Платона, Аристотеля, гностиков и других философов элементами греческой мудрости (например, в каббале; у Маймонида, различавшего пять главных способностей души — питательную, чувствительную, воображательную, эмоциональную и рациональную как высшую способность творить и воспринимать идеи).

В процесс становления психологии как самостоятельной науки в философии нового времени крупный вклад внес Барух Спиноза. Его учение об аффектах или страстях, которые, выражая неразрывное единство душевной жизни с телесностью человека, неустранимы даже при достижении через достоверное знание свободы, было едва ли не первой научной постановкой психологической проблемы. В философии же, влияние которой на психологию и в дальнейшем оставалось преобладающим, были созданы ставшие отправной точкой для многих ведущих психологических школ концепции Г. Когена о мышлении и чувственности, А.-Л. Бергсона о длительности или конкретном времени, преодолевающем различие субъективного и объективного, Э. Гуссерля о конституирующей предметной интенциональности, Э. Кассирера, который одним из первых поставил перед наукой в качестве фундаментальной задачу изучения сложнейших психических явлений — сознания, отвлеченного мышления, произвольного акта, психической направленности и смысла, и ряд других.

Среди тех, кто подготавливал возникновение психологии как науки, связанной с медициной и биологией, были крупные немецкие физиологи Ю. Бернштейн (1839–1917), заложивший основы нейрофизиологии и автор актуальной до сих пор мембранной теории возбуждения, и Г. Мунк (1839–1912), положивший начало строго научному исследованию функций головного мозга; Ч. Ломброзо, одним из первых обратившийся к исследованию психологических черт индивидуума для объяснения асоциального поведения, и другие. 

Вклад евреев в современную психологию (становление которой обычно относят к началу ХХ в.) был, а во многом и остается беспрецедентным: из трех ведущих школ, определивших с самого начала лицо этой науки, основные направления исследований и наиболее важные достижения — психоанализа, гештальтпсихологии и бихевиоризма — две первые были созданы преимущественно учеными-евреями.

Так, в психоанализе не только З. Фрейд, но и его непосредственные предшественники И. Бернхейм (1840–1919), И. Брейер (1842–1925), а также почти все ближайшие сотрудники и ученики: А. Адлер, К. Абрахам (1877–1925), Ш. Ференци (Френкель, 1873–1933), А. Брилл (1874–1948), О. Ранк (1884–1939), Э. Фромм и многие другие были евреями. То же в гештальтпсихологии, где ее основателю М. Вертхеймеру принадлежат ее главные концепции целостности структуры (гештальта) образов восприятия, целостности «видения» мышлением разрешаемой проблемы, и инсайта (понимания, интуиции) как необходимого условия успешного решения всякой задачи; К. Коффке — теория автохтонного, самопорождающего характера психических процессов, вытекающего из принципа образования целостных форм, а К. Левину — отличное от бихевиористского целостное истолкование индивидуального поведения и основы современных экспериментальных методов при изучении проблем запоминания, психологического замещения, фрустрации, уровня притязания личности и многое другое.

Создателем индивидуальной психологии, открывшей путь к изучению психических особенностей отдельного человека, был А. Адлер. Ему принадлежит и ряд важных общепсихологических теорий, в частности, компенсации и сверхкомпенсации, согласно которой изначально присущее человеку чувство неполноценности полностью, а порой и с избытком компенсируется за счет богатых и разнообразных ресурсов, таящихся в глубине психики.

Первые психологические лаборатории были созданы во Фрайбургском (Германия) и Гарвардском (США) университетах Х. Мюнстербергом и в Кембриджском (Англия) университете Ч.С. Майерсом (1873–1946). Они были основателями прикладной психологии (соответственно — психологии профессий и индустриальной психологии); их продолжателями в этой области были немецкий психолог О. Липпман (1880–1938), который одним из первых стал применять статистические методы при обработке результатов психологических экспериментов, а также психологические консультации при выборе профессий и В. Штерн (именно они основали в Берлине первый в мире Институт прикладной психологии и журнал «Прикладная психология»). В. Штерн является и общепризнанным создателем дифференциальной психологии, а также автором фундаментальных работ по детской психологии.

Дифференциальная психология многим обязана Т. Адорно (особенно в области психологии характера и психологии личности), М. Хоркхаймеру (в частности, в области психологии семьи и исследования различных форм ложного сознания) и Карен Хорни (1885–1952), которая разработала психодинамическую концепцию, объясняющую психическую дискомфортность и неврозы разрывом между реальным положением индивида в обществе и его идеализированным представлением о себе. 

Наряду с К. Левиным, К. Коффкой и В. Штерном крупный вклад в детскую психологию внесли Д. Кац, обнаруживший и описавший коренные отличия детской психики от психики взрослых, полностью или в значительной мере исчезающие в ходе индивидуального развития, которые создают серьезные трудности для интерпретации взрослыми поведения ребенка; Шарлотта Б. Бюлер (1893–1974), которая разработала, в частности, биографический метод в психологии и основы социальной психологию ребенка, Ф. Редль (1902-?), один из основателей психогигиены и психологии детской преступности, и другие ученые.

Психология мышления возникла во многом благодаря О. Зельцу (1881–1944?; погиб в концлагере), немецкому ученому, автору концепции продуктивного (творческого) и репродуктивного (моделирующего) мышления, которая открыла новые направления исследований в этой области и позднее была использована при компьютерном моделировании мыслительных процессов.

Среди основателей эмпирической психологии — голландский ученый Г. Хейманс (1857–1930), создатель первой в Нидерландах (при Гронингенском университете) лаборатории эмпирической психологии; педагогической психологии, психологии юношества, патопсихологии — австрийский психолог Т. Геллер (1869–1935); психологи творчества и гениальности — венгерский ученый Г. Ревес (1878–1955); психологии ощущений — датский психолог Э. Рубин (1886–1951), разработавший феноменологическую теорию зрительных, слуховых и тактильных ощущений; психологии профессий — Г. Фингерман (1890–1976), возглавивший исследования в этой области в Аргентине; психология личности почти целиком основана на работах З. Фрейда, Э. Фромма, Т. Адорно, Ш. Бюлер, В. Штерна, А. Адлера, К. Левина и других ученых-евреев. 

У истоков социальной психологии стояли М. Лацарус и Х. Штайнталь, предпринявшие первую плодотворную попытку описания особенностей поведения и психических реакций не индивида, а больших коллективов. Важными предпосылками становления современной социальной психологии стали отказ Э. Дюркгейма от господствовавшего до него в науке атомистического взгляда на общество как простую сумму составляющих его индивидов и его концепция психики и поведения человека как функции общезначимых коллективных представлений, возникающих на основе доминирующей системы общественных связей и типа культуры. Э. Дюркгейму принадлежит также один из первых вариантов структурно-функционального подхода в психологии и социологии, введение в научный оборот фундаментального понятия «аномия» для характеристики психики и поведения, типичных в условиях социальных кризисов и ослабления социальной регламентации и многое другое.

В социальной психологии основополагающими стали также исследования Л. Леви-Брюлем специфичности коллективных представлений и их структурообразующей роли в каждом обществе; концепция К. Леви-Строса о коллективно-бессознательном и первичных структурах сознания; теория «групповой динамики» К. Левина; концепция «социального характера» Э. Фромма; работы З. Фрейда, касающиеся роли бессознательного в индивидуальном и коллективном поведении; исследования Т. Адорно и В. Беньямином изменений характера и психических реакций человека в «управляемом» обществе и многое другое.

Оригинальный вклад в социальную психологию внес французский ученый И. Мейерсон (1888–1983; сын Э. Мейерсона), один из основателей психологии искусства и создатель так называемой сравнительно-исторической психологии, которая, рассматривая все формы и продукты человеческой деятельности и творчества (язык, искусство, мифологию, религию, мораль, науку, право, технику, материальную культуру, социальные и государственные учреждения и т. д.) как объект выражения психических функций, предлагает изучать психику человека через ее историю, воплощенную в мире его творений.

Бурное развитие после Второй мировой войны в США социальной психологии (как и других наук, во многом благодаря эмиграции из Германии и других европейских стран спасавшихся от нацистов ученых, главным образом еврейского происхождения) сопровождалось ее превращением из одного из многих разделов психологии в ведущую, наряду и в тесной связи с социологией, прикладную социальную науку. Решительно изменилась в ней философская и ценностная ориентация: свою главную задачу она стала видеть в гуманизации человеческих отношений, выявлении факторов, способствующих и препятствующих достижению этой цели.

Этот поворот произошел прежде всего благодаря появлению, наряду с психоанализом и бихевиоризмом, так называемой «третьей силы» в американской психологии — экзистенциальной или гуманистической психологии. Ее основатели, эмигрировавший из Германии психолог В. Вольф (1904–1957) и особенно Шарлотта Бюлер (см. выше), первый президент Международной ассоциации гуманистической (экзистенциальной) психологии, решительно выступили против абсолютизации объективных методов в изучении душевной жизни (ведущих, по их мнению, к непозволительно упрощенному, дегуманизирующему и дезинтегрирующему толкованию человеческого поведения) и сформулировали принципиально новый подход к личности как к некоторой целостности, уникальности и идентичности.

В дальнейшем гуманистическая психология плодотворно развивалась А. Маслоу (1908–1970), автором концепций самоактуализирующейся, психически здоровой личности, иерархической теории человеческих мотивов, теории мотивационной структуры и ряда других. Концептуально с этим направлением связаны получившие широкий резонанс исследования личностно-психологических аспектов тоталитаризма, начатые Т. Адорно вместе с Эльзой Френкель-Брунсвик (1908–1958, в США с 1938 г.), предложившей первую психологическую модель «авторитарной личности» (ее доминантной психической чертой, на которую опирается всякий тоталитаризм, является, согласно этой модели, «нетерпимость к неоднозначности», проявляющаяся в сверхупрощенном восприятии событий внешнего мира и личных отношений, в неумении видеть при моральных оценках промежуточные состояния между абсолютно положительным и абсолютно отрицательным, нюансы и оттенки и т. д.).

Весьма близка к этой модели влиятельная в американской психологии теория агрессивности Л. Берковитца (родился в 1926 г.), которая связывает агрессивное поведение с фрустрацией. По Л. Берковитцу, открытое агрессивное поведение, провоцируемое чувством гнева, в свою очередь обусловленным неосуществившимися ожиданиями, бывает направлено не только на действительных или мнимых виновников неудачи, но и на всех, кто ассоциируется с ними по тем или иным, чаще всего этническим, признакам.

Широкую известность получили также исследования Г. Горнстейном (родился в 1938 г.) альтруизма, выявившие зависимость между вероятностью оказания бескорыстной помощи незнакомому человеку и интерпретацией его в терминах принадлежности к своей или чужой группе; теория аккультурации (процесса восприятия одним народом культуры и ментальности другого народа), разработанная этнологом и психологом М. Д. Херсковицем; работы А. А. Гольденвейзера (1880–1940) в области психологии истории и культуры; М. Розенберга (родился в 1925 г.) — в области психологии международных отношений; П. Ф. Лазарсфельда (1901–1976) — в эмпирической психологии, в частности, применительно к проблемам массовой коммуникации и механизмов электоральной борьбы; К. Прибрама — в области использования кибернетических схем для объяснения фактов поведения. В психолингвистике важное значение имели работы Э. Сепира; в психологии пропаганды — Л. Фестингера; в психологии общественного мнения — Д. Каца (1903–?); в психологии религии — С. Клауснера; в психологии потребностей — Б. Берелсона (1912–79); в когнитивной психологии — Д. С. Брунера (родился в 1915 г.); в психологии стрессов — Р. Лазаруса (родился в 1922 г.); в психологии утомления — Э. Симонсона; в психологии фобий — Д. Леви; в психологии алкоголизма — Эдит Лисански.

В разработку широко применяемого в США метода тестирования способностей крупный вклад внесли нейропсихолог К. Гольдштейн (1878–1965; в США с 1930-х гг.), один из создателей широко применяемого теста Гольдштейна-Шерера; Д. Векслер (1896–1981), который разработал наиболее точные методы количественного определения психических свойств, в частности, интеллектуальности (общепризнанные преимущества его тестов обычно связывают с концепцией, утверждающей существенную роль в показателях интеллектуальности, наряду со способностью к оперированию символами и абстракциями, также волевых и других нерациональных факторов). 

В дореволюционной России в становлении психологии евреи почти не принимали участия. Исключения составляют, по-видимому, лишь С. Франк, чья философская концепция личности повлияла на направление деятельности основанного в 1912 г. Г. И. Челпановым Московского психологического общества, М.М. Рубинштейн (1878–1953), начавший еще до революции исследовать проблемы детского и подросткового мышления и М.О. Гуревич (1878–1953), психиатр, результаты исследований которого в области мозговых механизмов сложных движений были использованы также в психологии.

В конце XIX в. – начале XX в. в России, однако, широко переводились и изучались, способствуя созданию основ русской психологической науки, работы М. Лацаруса, А. Адлера, Э. Б. Титченера, Г. Мюнстерберга, З. Фрейда, В. Штерна, О. Липпмана и других. Наиболее крупный вклад в советскую психологию внесли С. Рубинштейн и особенно Л. Выготский, который всего за 10 лет научной работы не только создал крупнейшую в Советском Союзе школу (его учениками были почти все ведущие советские психологи — А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин /1902–1988/, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и многие другие), но и обогатил мировую психологию идеями и концепциями, которые до сих пор питают ее развитие: в общей психологии это культурно-историческая теория формирования высших психических функций человека, оказавшая немалое влияние на школу Ж. Пиаже; в детской психологии — теория сензитивных периодов в психическом развитии ребенка и многое другое; в психологии деятельности — теория интериоризации в структуре психики и высших психических функций логики практических действий; в психологии воли — начало исследований процессов формирования в фило- и онтогенезе механизмов произвольных действий; в психофизиологии — современная концепция локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга; в психологии речевой деятельности, ныне психолингвистике, — раскрытие психической основы синтаксической специфики внутренней речи; в педагогической психологии — теория зон ближайшего развития. Л. Выготский заложил также основы изучения знаковых продуктов психической деятельности, оказал сильное влияние на патопсихологию, дефектологию, социальную психологию и ряд других разделов психологии.

Важный вклад в развитие советской психологии также внесли: Д. Г. Элькин (1895–1983) в области психологии восприятия времени, теории темперамента и условных реакций в структуре волевого акта; Н.А. Бернштейн (1896–1966), основатель нового направления в психофизиологии — физиологии и психологии активности; В.С. Мерлин (1898–1982) в детской и педагогической психологии, в частности, в раскрытие психологических различий устной и письменной речи; Блюма Вольфовна Зейгарник (1900–1987), чьи исследования в области психологии памяти получили всеобщее признание в мировой науке («эффект Зейгарник»), основательница новой отрасли психологии — экспериментальной патопсихологии; Рахель Боскис (1902–76), детский патопсихолог, участвовавшая в создании советской дефектологии; П.Я. Гальперин, автор фундаментальной теории умственных действий, в 1980-е гг. один из главных советских авторитетов в области психологических проблем компьютеризации и программированного обучения; А.Р. Лурия (см. выше); Г. З. Рогинский (1903–57) в области зоопсихологии; Д. Б. Эльконин (1904–84) — в детскую и педагогическую психологию, психологию игры и т. п.; К. М. Гуревич (родился в 1906 г.) — в дифференцированную психологию, особенно в область индивидуальных психофизиологических различий; Роза Евгеньевна Левина (1908–89) — в детскую психологию и патопсихологию, где ей принадлежит теория психических механизмов нарушений чтения и письма; А. С. Лейтес (родился в 1918 г.) — в возрастную психологию; Эсфирь Соломоновна Бейн (1907–81) — в патопсихологию, особенно в область сенсорной афазии; С. Г. Геллерштейн (1896–1967) — в психологию труда и профессий; Л. М. Шварц (1902–41) — в ряд разделов теоретической и экспериментальной психологии; Л. Н. Ланда (родился в 1927 г.), Л. Б. Ительсон и другие — в психологию программированного обучения; М. Г. Ярошевский (1915–2001) — в историю психологии, и многие другие ученые. 
Политика второй половины 1980-х — перестройка и гласность — стимулировала расцвет российской психологии. В ней появились новые имена и направления: Л. Гозман выдвинулся в социальной психологии, Н. Гришин — в психологии конфликта. Гораздо свободнее стали обсуждать психологию либидо и юношескую психологию (И. Кон). После долгого молчания вспомнили русский и психоанализ — почти целиком еврейские области психологии.

В еврейском ишуве Эрец-Исраэль и позднее в Государстве Израиль психология была важнейшей из гуманитарных дисциплин, тесно связанной с общинным и государственным строительством. Установка на то, что, совершив алию, галутный еврей должен изменить свою сущность, а главное, воспитать детей достойными свободного общества, в котором они живут, создавала постоянную напряженность, связанную с противоречиями еврейско-израильского самосознания (см. Кна‘аним).

Изменение образа жизни и характера труда вследствие алии, постоянная военная угроза, тесное взаимодействие различных этнокультурных групп создавали специфические психологические проблемы израильской жизни. С 1960-х гг. в стране существенно возросло значение специальных психологических служб и профессиональных психологов в разных сферах общественной жизни — системе образования и воспитания, армии (см. Цахал), социальных службах, системах профориентации, реабилитации больных и правонарушителей. Во всех израильских университетах есть факультеты психологии. В 1950 была основана Израильская психологическая ассоциация, которую в 1958 преобразовали в Общество израильских психологов, входящее в Международный союз психологической науки. В Израиле распространены психоанализ (фрейдизм) и психотерапия. Израильские психологи часто сочетают научную и практическую деятельность, например, А. Боденхаймер (родился в 1923) был заведующим отделениям психиатрии-психотерапии в больнице Тель-ха-Шомер и профессором Тель-Авивского университета, И. Фрид (родился в 1929) — профессор того же университета и глава психиатрической клиники. 

Систематические психологические исследования были начаты после создания государства под прямым воздействием ведущих школ, направлений и достижений западной психологии. Преимущественное внимание к прикладным проблемам психологии и психологическим процессам, специфичным для израильского общества (психологические проблемы еврейской идентификации, психология киббуцного движения, сравнительно-психологическое изучение разных еврейских общин, психологические аспекты социализации репатриантов в израильском обществе и т. д.) сохранилось и в последующие годы.

В израильских университетах (см. Бар-Илан университетЕврейский университет в ИерусалимеТель-Авивский университетУниверситет имени Д. Бен-Гуриона в Негеве, Хайфский университет) наряду с прикладной психологией исследуются проблемы физиологической психологии, социальной и педагогической психологии, сравнительной психологии культуры, когнитивной психологии, психологии высокого риска и некоторые другие. В 1950 г. была основана Израильская психологическая ассоциация, которая в 1958 г. преобразовалась в Общество израильских психологов, входящее в Международный союз психологической науки.

 

ОТ  РЕДАКЦИИ:

Кроме копания в мозгах и манипулирования «гоями», - практика, которую начал  выходец из семьи галицийских раввинов, глава венской ложи Бнай Брит Сигизмунд Шломо Фрейд, ассоциирующий себя с Моисеем, но построивший свою «научную теорию» лишь на анализе одного пациента – самого себя (далее порядка 80% его пациентов были из одной с ним этнико-религиозной группы), можно было бы добавить ещё причины, почему именно «евреи» начали развивать «науку психологию»:

1. «В 1972 году Ассоциация Американских психиатров опубликовала статью «Психическое заболевание: еврейская болезнь»»;

2. «Ученые нашли ген шизофрении у «богоизбранных»»

Последние новости
8 мая во Львове прошло мероприятие по случаю очередной годовщины формирования западноукраинской дивизии…
Агентство, предоставляющее административные услуги американским военным, призвало евреев извиниться за убийство Иисуса Христа.…
Хосейн Салами заявил, что «все уязвимости сионистского режима были продемонстрированы» за последние несколько…