Похоже, мы зря списали Венгрию со счетов. Борьбы за независимый экономический курс в стране продолжился. Теперь правительство премьера Виктора Орбана, при всей своей неоднозначности, может «беспрепятственно» проводить в жизнь суверенный экономический курс. Среди его приоритетов — независимость венгерских компаний и правительства страны от иностранных кредиторов, а также обеспечение роста агрессивным смягчением денежно-кредитной политики.
Парламент Венгрии ограничил полномочия Конституционного суда (КС). Теперь инициировать разбирательство в отношении закона, прошедшего через парламент, судьи смогут лишь при наличии процедурных нарушений. Более того, поправки отменят уже вступившие в силу решения, блокирующие часть инициатив премьера Орбана и его партии «Фидес» (кстати, не побоявшейся потребовать у американских евреев «переплату за холокост»), в т.ч. по изменению избирательной системы.
Европейская бюрократия уже выступила резко против, глава Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу уже заявил, что одобренные поправки «представляют угрозу принципу верховенства закона в Венгрии». В «Фидесе» ответили, что эта объясняется лоббистами иностранных корпораций, недовольных особыми кризисными налогами – для которых вводятся дополнительные налоги.
Кроме того, Орбан обрушился с критикой на иностранные банки, представляющие угрозу суверенному курсу. Премьер справедливо указал на необходимость перевода задолженности венгерских компаний в форинты и формирования системы сберегательных госбанков.
В качестве главы ЦБ Орбан собирается номинировать близкого союзника и сторонника «такой агрессивной» монетарной политики Георгия Матолски: «ЦБ лишь необходимо последовательно снижать процентные ставки, с тем чтобы повысить доступность кредитов для бизнеса».
Со стороны Евросоюза в качестве санкции Венгрия может быть лишена права голоса в ЕС, однако фиксация нарушения европейского законодательства предполагает длительную процедуру расследования. По идее Венгрию могли бы лишить фондирования из ЕС (?1,7 млрд на этот год), но страна обезопасила себя от давления извне, разместив в начале года гособлигации на ?2,5 млрд.