11 января на пост директора ЦРУ Джо Байденом был выдвинут Билл Бернс. Бернс провел 33 года на дипломатической службе США, занимая различные должности (был заместителем госсекретаря), и в прошлом сыгравшего одну из главных ролей в переговорах по ядерной сделке с Ираном (СВПД).
После ухода из Госдепартамента Бернс занимал пост президента Фонда Карнеги — влиятельного аналитического центра. В конце 2019 года им была написана большая заметка для журнала Atlantic, призывавшая к новому дипломатическому пути на Ближнем Востоке, где США пересмотрят свои отношения с регионом.
Отмечая выдвижение Бернса, нужно сказать, что это оригинальный подход Байдена - выбрать дипломата, а не кадрового разведчика, чтобы возглавить ЦРУ. С другой стороны, новая кандидатура не связана с обвинениями и скандалами в ЦРУ, после терактов 11 сентября 2001 года. В ближайшее время Бернс будет утверждён Сенатом, процедура должна пройти без осложнений.
На протяжении десятилетий своей дипломатической службы Бернс принимал участие в формировании политики Вашингтона в отношении ряда конфликтов и кризисов на Ближнем Востоке, часто координируя американскую дипломатию и передавая оперативные сообщения с места событий. Он владеет арабским и русским языками, служил послом в России (2005-2008) и Иордании (1998-2001), являлся помощником госсекретаря по ближневосточным делам и заместителем госсекретаря при администрациях обеих основных партий, и ушел с государственной службы в конце 2014 года, за несколько месяцев до завершения иранской ядерной сделки.
В 2013 году Бернс и Джейк Салливан, который был назначен советником Байдена по национальной безопасности, провели секретные переговоры с иранскими официальными лицами в Омане, которые заложили основу для ядерного соглашения. Он также помогал вести переговоры по проекту промежуточного соглашения 2013 года, которое предшествовало и вдохновило окончательный пакт, известный как Совместный всеобъемлющий план действий.
Сторонники дипломатического диалога с Ираном приветствовали выдвижение Бернса. Барбара Славин, директор Инициативы «будущее Ирана», написала в Twitter: «Я знаю Билла Бернса более двух десятилетий и никогда не встречала более вдумчивого, профессионального и абсолютно порядочного государственного служащего. Желаю ему успехов в его новых обязанностях».
Назначение нового главы ЦРУ, скорее всего, будет соответствовать стремлению новой администрации США реанимировать «похороненную» Трампом (в 2018 году) ядерную сделку с Ираном, пусть и на новых условиях. Бернс известен своей критикой в адрес Трампа и его предложения по "израильско"-палестинскому конфликту, которое позволило бы Тель-Авиву сохранить все незаконные еврейские поселения на Западном берегу. В своих мемуарах ветеран-дипломат подробно описал свои внутренние усилия, направленные на то, чтобы добиться явной критики сионистской оккупации, когда служил в администрации Джорджа Буша-младшего.
Во время "израильско"-американской кампании по свержению тогдашнего палестинского лидера Ясира Арафата в 2002 году Бернс был сторонником четкого видения жизнеспособного Палестинского государства.
Ещё одно важное назначение. На должность координатора по Ближнему Востоку в Совете национальной безопасности США (СНБ), назначен Бретт Макгурк. Он является сторонником американского военного присутствия в Сирии и убежденный противник нынешнего турецкого руководства.
Макгурк, ветеран истеблишмента национальной безопасности, занимавший различные посты при сменявших друг друга демократических и республиканских администрациях, ранее часто критиковал турецкое правительство за его роль в Сирии и более широкую региональную политику. Он покинул свой пост посла США в международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» в конце 2018 года из-за решения Дональда Трампа вывести американские войска из Северной Сирии.
Турецкие официальные лица уже давно с подозрением относятся к Макгурку в связи с его ролью в укреплении партнерства между американскими войсками и т.н. «Силами демократической Сирии» (СДС), в которых доминируют курды, возглавляемыми ополчением YPG — сирийским ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК).
Анкара считает РПК, которая десятилетиями ведет военную кампанию против турецкого правительства, террористической группировкой. Но СДС на сегодня единственный серьезный союзник США. Ситуация в отношениях США и Турции сегодня и так не простая, а это назначение, как минимум, свидетельствует о том, что нынешняя политика Вашингтона в отношении Анкары не только не изменится, но и возможно станет жёстче. Известно, что в 2017 году глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу открыто призывал к отстранению Макгурка.
Политика США на Ближнем Востоке при Трампе претерпела изменения в сторону ослабления влияния Вашингтона в этом регионе. Следующая американская администрация намеревается вести себя здесь намного более качественно, и можно предположить, что новые силы будут дублировать политику времен Барака Обамы. По крайне мере, в отношении сирийской темы – это однозначно, и это не сулит Анкаре никакой положительной динамики. И связано это не только с кандидатурой Макгурка. По ряду данных, Джо Байден и назначенный им госсекретарь Энтони Блинкен рассматривают возможность назначения ряда советников по Сирии в ближневосточную команду новой администрации, большинство из которых работали в эпоху Обамы. Будущий госсекретарь США Энтони Блинкен планирует привлечь ряд советников предыдущей демократической администрации для руководства сирийскими делами, которые с 2017 года консультировали в частном порядке в основном ближневосточный сектор Центрального командования США (CENTCOM).Напомним, что Совет национальной безопасности консультирует и помогает президенту США по вопросам внешней политики и обороны. Сам Байден также был ярым критиком турецкого президента. В интервью газете The New York Times накануне выборов в США Байден назвал Эрдогана «автократом», заявив, что он поддержит и «подбодрит» лидеров турецкой оппозиции, чтобы победить его «в ходе избирательного процесса».
Ранее тот же Макгурк назвал Турцию «крупнейшим в мире нарушителем санкций в отношении Ирана». Тем не менее, он призвал к дипломатии с Тегераном, осудив кампанию максимального давления Трампа против ИРИ.
«На данном этапе важно рассмотреть вопрос о том, как наилучшим образом защитить интересы США и сохранить давление на Иран без дальнейшего увеличения рисков непредсказуемого конфликта», — написал он в колонке Bloomberg в 2019 году. Макгурк также призвал к многосторонности в решении отношений с Ираном, но назвал ядерную сделку, в результате которой Тегеран сократил свою ядерную программу в обмен на отмену санкций против своей экономики, «далеко не идеальной».
Отправной точкой для новых переговоров, например, может стать требование, чтобы Иран согласился остаться в рамках соглашения 2016 года и освободить всех американцев, незаконно удерживаемых в его тюрьмах. Параллельно Вашингтон может согласиться заморозить трамповские санкции. Байден также пообещал «пересмотреть» отношения с Саудовской Аравией, но, отметим, сам Макгурк уже давно хвалит королевство за сотрудничество в области безопасности с Вашингтоном.
Ближайшие полгода покажут, как на самом деле сложатся дела у американцев на Ближнем Востоке, но уже сейчас можно сказать, что смещение акцентов США с арабо –израильской коалиции в сторону Ирана может привести к новым пертурбациям в регионе.
Впрочем, у Вашингтона всегда в кармане классический план – играть на два фронта сразу и по мере возможности ослаблять то одну, то другую сторону, а самим находиться над схваткой, что соответствует их геополитическим интересам.
Д.Юрганов