Религиозный экстремизм - универсальное явление

Религиозный экстремизм - универсальное явление

Когда американцы выражают обеспокоенность по поводу религиозного экстремизма и насилия, почти всегда они думают об исламе. Однако, проблемы, порождаемые политизацией и милитаризацией религии, намного глубже, распространённее и опаснее. Несколько лет назад я руководил собранием на тему «Использование религии для оправдания насилия».

Участники собрания, среди которых были бывшие правительственные чиновники и известные представители СМИ, все свои высказывания сосредоточили только на исламе.

Когда пришла моя очередь задавать вопросы ораторам, я попытался расширить дискуссию, напомнив им о склонности тогдашнего президента Джорджа Буша II заявлять, что, ведя войну против Ирака, он выполняет «божью волю»; о растущей угрозе белых христианских боевиков в отдалённых областях США; о вере христианских евангелистов в то, что израильское завоевание территории Палестины и угнетение палестинцев оправдывается библейским пророчеством. Участники собрания не хотели говорить на эти темы, и считали мои вопросы простым отвлечением от обсуждения ислама и мусульман.

У меня докторская степень по сравнительному религиоведению, и очень много времени я потратил на изучение авраамических религий и религий Индии. Поэтому я хорошо знаю, что во всех основных мировых религиях есть группы и лица, которые использовали и используют религию для оправдания насилия и экстремистской политики. В некоторых странах экстремизм и насилие - не маргинальное, а государственное явление. Правящая партия Индии Бхаратия джаната парти, возглавляемая Нарендрой Моди, пришла к власти на волне крайнего индуистского национализма. Самому Моди на долгие годы запрещён въезд в США за его участие в разжигании антимусульманских погромов, унесших жизни более тысячи человек. А в Шри-Ланке есть буддистские боевики, которые винят мусульман в оккупации буддистских земель, и клянутся уничтожить мусульманскую угрозу на этом острове.


И конечно, христианство тоже не лишено таких экстремистских течений. Нет необходимости возвращаться к крестовым походам или к использованию христианской идеологии для оправдания двух мировых и последующих войн. Пока патриотические толпы скандировали «Вперёд христианские солдаты», американцев учили, что мы убиваем «безбожных гуннов». Совсем недавно в Вашингтоне состоялся съезд религиозной экстремистской группировки «Христиане, объединённые за Израиль», которая верит, что её поддержка Израиля имеет важное значение для выполнения божественного плана: сбор вместе всех евреев и окончательное обращение их в христианство, что должно привести к Армагеддону и возвращению Христа. Нужно понимать огромное влияние этой группировки на политику США, поскольку на её съезде выступали госсекретарь и вице-президент, которые открыто исповедуют экстремистскую идеологию божественного плана.

И конечно, существует проблема экстремистского еврейского национализма, к которому склонны многие израильские партии, политические и религиозные лидеры. Известны цитаты популярных раввинов, которые заявляли: «души неевреев - не человеческие души», поэтому заповедь «не убий» не относится к ним. Таким образом, проблема использования религии для оправдания экстремистской политики и разжигания насилия существует во всём мире. В этом замешаны буддистские боевики в Шри-Ланке, сторонники Моди в Индии, Аль-Каида и ХАМАС на Ближнем Востоке и еврейские террористические группировки в Палестине (например, «Гуш Эмуним», название которой переводится как «банда верных»).

Поэтому крайне важно, чтобы мы понимали и разоблачали проблему политизации и милитаризации религии, т.е. использования религии для разжигания насилия. Прежде всего, мы должны понимать, что это универсальная проблема для всех обществ. Никакая религия не застрахована от неё. Затем мы должны понять, что причина этого явления лежит не в отдельной какой-то религии. Ни в одной религии - ни в учении Будды, ни в Ведах, ни в Упанишадах, ни в Законе Моисея или пророчествах Исаии, ни в Коране, ни в учении Иисуса - нет оправданий этому, поскольку они развивались долгое время, и не могут оправдывать убийства невинных людей, нарушения их прав или лишение их собственности.

Многие выдёргивают цитаты отовсюду, только чтобы обосновать свою политическую идеологию, и также многие используют священные писания не для совершенствования в вере, а для оправдания своего поведения. Это проходит, потому что ссылки на религию до сих имеют влияние. Одно дело сказать: «Я убиваю тебя, потому что хочу твою землю», а другое: «Это буддистская земля», - как говорят шри-ланкийские боевики, или: «Это земля, которую Бог обещал нам», - как говорят еврейские экстремисты. Всё дело в понятиях. Вера занимает центральное место в понимании религии. По определению, вера отличается от уверенности. Она подразумевает веру в неизвестное. Это радикально отличается от политической идеологии, которая всегда известна. Когда религиозный язык используется для опадания политики, это приводит к смертельному исходу. Религия перестаёт быть «верой». Она становится политической идеологией.

На вопрос «почему и как это происходит» есть два ответа. В первую очередь следует винить группировки и лидеров, которые используют религию для оправдания своей политики. А далее нужно определить основные причины, которые побуждают некоторых присоединяться к таким группировкам и лидерам. Социологические данные по этой теме позволяют нам выделить несколько факторов, большинство из которых указывают на потерю стабильности в жизни из-за экономических кризисов, политических конфликтов и социальных потрясений. Иногда это может произойти из-за шокирующей урбанизации и быстрых общественных перемен. Чаще это происходит из-за экономических спадов, безработицы и неуверенности в будущем. А также, длительное лишение избирательных прав и дискриминация могут вызвать чувство отчуждения. Во всех этих случаях люди теряют основу под ногами и ищут объяснения происходящего, чем часто пользуются движения, которые охотятся на запуганных и беззащитных.

Ссылаясь на религиозные тексты, эти движения всё «объясняют» своим последователям в необходимом себе ключе. Прежде всего, они призывают вернуться на «старый путь», что и означает «фундаментализм». Они осуждают «греховное» настоящее и прославляют «прекрасное» прошлое. Это часто сопровождается демонизацией другой религии и национальности, которые обвиняются в создании проблем. В разных странах и эпохах это принимало различные формы. Демонизируются национальные меньшинства, приход к власти которых называется «угрозой нормальному образу жизни»; другие страны, которые «угрожают национальной безопасности»; или общественные организации внутри страны, которые «угрожают общественной безопасности». Это верно для каждого экстремистского движения, в прошлом и настоящем, на Западе и Востоке. Использование религии для обещания безопасности и утверждения собственной власти - очень распространённое явление. Если всё это остаётся на уровне слов, то не столь опасно. Но когда религия смешивается с политикой для оправдания насилия, это уже смертельно опасно. Поэтому мы должны понимать и осуждать это, не ограничиваясь одними какими-то религиями.

 

Источник

Последние новости
Представленный Байденом будущий глава Госдепа Блинкен в своей первой речи внезапно рассказал, как…
Форсайтщики-трансгуманисты не остановятся, пока полностью не уничтожат то, что начали ломать в начале…
Шестидесятитрёхлетнего профессора Мохсена Фахризаде-Махабади западные СМИ величали "иранским Оппенгеймером" и "отцом иранской бомбы"…