Зачем Турции нужны именно российские системы ПВО С-400, а не американские "Пэтриоты"?..

Зачем Турции нужны именно российские системы ПВО С-400, а не американские "Пэтриоты"?..

В Москве и Анкаре официально подтвердили начало поставок в Турцию компонентов ЗРС С-400 «Триумф». Приведение четырёх дивизионов в боевую готовность должно состояться к ноябрю, но всех интересует вопрос – ради чего Эрдоган пошел на небывалое обострение с Соединёнными Штатами и зачем Турции такое оружие? 

Несколько дней назад президент Эрдоган заявил: «Мы же не зря в это инвестировали! Конечно, у нас будет право использовать это оружие, как мы захотим и когда мы захотим. Это система противовоздушной обороны. Если кто-то атакует нас с неба, мы ее активируем».

Радиус действия ракет комплекса «Триумф» позволяет охватывать обширные районы. Согласно первичной информации, четыре дивизиона С-400 планируется дислоцировать вдоль границы с Сирией. Однако дело не в Сирии. Да, у Анкары сейчас напряжённые отношения с Дамаском, у Турции есть свои интересы в Сирии (обеспечение безопасности границ в районах, населённых курдами), но у курдов нет ВВС, а нападение ВВС Сирии на Турцию представить невозможно.

Между тем у Турции немало иных проблем, чреватых угрозами с воздуха. Отношения между Грецией и Турцией никогда не были дружественными, а в условиях отсутствия демаркации морских границ и многочисленных взаимных территориальных претензий в Эгейском море тлеющий конфликт неоднократно перерастал в конфронтацию с воздушными боями, сбитыми самолётами и вертолётами. Обе стороны регулярно обвиняют друг друга в нарушении своего воздушного пространства, и число нарушений ежегодно исчисляется сотнями.

В попытке урегулировать спорные моменты Эрдоган в декабре 2017 года посетил Грецию – это был первый визит президента Турции за 65 лет! Однако в Афинах встретили его прохладно и дали понять, что никакого «обновления» Лозаннского мирного договора (1923 г.) быть не может и говорить вообще не о чем. Интересной была реакция греческой прессы – там предложили закрыть Эрдогану въезд в Грецию. В итоге стороны вернулись к привычном обмену заявлениями, которые даже отдалённо не напоминают диалог. В феврале 2018 года советник президента Турции Йигит Булут в прямом эфире турецкого телевидения заявил: «Мы переломаем руки и ноги любому греческому офицеру, премьер-министру или министру, который осмелится ступить на острова Кардак». В Греции эти необитаемые острова считают своими, а министр обороны Панос Каменос назвал турецкого президента безумцем.

Эгейским морем проблемы не ограничиваются. В период 2003-2010 гг. Республика Кипр (РК) заключила договоры о проведении морской границы с Ливаном, Египтом и "Израилем". Турция отказалась признавать эти соглашения, тем более что Анкара и Республику Кипр до сих пор не признает. Ситуация обострилась, когда в 2010-2015 годах близ кипрского шельфа были открыты месторождения природного газа с запасами до 3,45 трлн куб. м. Только газовое месторождение Афродита у берегов РК обладает ресурсным потенциалом в 230 млрд кубометров; рядом располагаются не менее крупные "израильские" месторождения Левиафан, Тамар, гигантское египетское месторождение Зохр (850 млрд куб. м). Заметим, что добыча газа в самой Турции в 2017 году не превышала 350 млн куб. м при потреблении 53 млрд куб. м.

Анкара с 2011 года заявляла, что делёж Восточного Средиземноморья без учёта её претензий и мнения турецкой общины Кипра противоречит международному праву, однако в декабре 2013 г. РК и Египет подписали соглашение о разграничении исключительных экономических зон, затем о строительстве трубопровода между месторождением Афродита и египетскими заводами по сжижению газа, откуда это сырьё планируется начать в 2022 году экспортировать, в том числе в Европу.

На переговорах летом 2017 года между греческой и турецкой общинами Кипра проблема добычи углеводородов была одним из краеугольных вопросов, но к согласию стороны не пришли. Когда сложился консорциум "Израиля", Греции и РК, а интерес к проекту проявили Total, Eni и ExxonMobil, Турция решила явочным порядком застолбить за собой некоторые участки газовых месторождений, статус которых трудно установить в силу неурегулированности кипрской проблемы. При этом Анкара угрожала защитить свои интересы силой.

В феврале 2018 года турецкие военные корабли заставили буровое судно Saipem 12000 итальянского нефтегазового гиганта Eni покинуть прибрежные воды Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). К июлю 2019 года Турция направила на шельф РК два буровых судна («Фатих» и «Явуз»), которые приступили к разведывательному бурению. При этом в Анкаре заявили, что данная зона является продолжением континентального шельфа Турции и не может считаться чьим-либо лицензионным районом. Турция потребовала, чтобы все энергетические проекты в этом районе согласовывались с ней, однако Еврокомиссия предостерегла Анкару от посягательства на «кипрский газ». В поддержку РК выступили и США.

Сотрудничество Греции и "Израиля" не ограничивается участием в упомянутом консорциуме. Страны уже несколько лет проводят совместные учения ВМС, ВВС и ПВО, причем последние прошли в октябре-ноябре 2018 года. По сообщениям СМИ, "израильтяне" неоднократно проявляли повышенный интерес к тактико-техническим характеристикам ЗРК С-300ПМУ-1 российского производства, имеющихся на вооружении ВС Греции. После того как Россия поставила такие комплексы Сирии, "Израиль" неизменно наращивал усилия по получению доступа к их ТТХ, и бывший первый заместитель министра обороны Костас Исихос не исключил передачу Афинами "Израилю" «чувствительной информации». По его словам, между "Израилем" и Грецией заключено более 50 соглашений в области военного сотрудничества.

Одновременно Греция с подачи США начала масштабную модернизацию боевого потенциала своих ВВС. 18 октября 2017 года президент Д. Трамп принял в Вашингтоне премьера А. Ципраса и объявил, что заключён контракт на модернизацию 123 греческих истребителей F-16C/D до уровня F-16V. Д. Трамп подчеркнул, что соглашение на сумму около 2,4 млрд. долларов не только укрепит греческие ВВС, но создаст тысячи рабочих мест для американцев. Такая информация не могла остаться незамеченной, и турецкая сторона форсировала достижение соглашения о закупке четырёх дивизионов ЗРС-400 – документы были подписаны 29 декабря 2017 года в Анкаре. При сопоставимой стоимости двух соглашений поступление на вооружение ПВО Турции комплексов С-400 «Триумф» делает бессмысленной всю программу модернизации ВВС Греции.

В Афинах попытались отыграть назад, но американцы ведут бизнес без сантиментов, и ссылки на отсутствие у греков денег не помогли. 25 декабря 2018 года был подписан контракт, согласно которому США согласились на сокращение числа модернизируемых машин до 84 и уменьшение ежегодных выплат до 150 млн евро (вместо первоначально оговоренных 250 млн), но с продлением сроков поставок.

Завершением контракта объявлен 2028 год – к тому времени эти машины безнадёжно устареют, и потребуется новая модернизация. А в Вашингтоне, Брюсселе и в Афинах утвердятся у власти новые люди.

 

А. Веселов, аналитик

 

 

Источник

Последние новости
Бывший глава департамента образования Москвы Исаак Калина, которого патриотические СМИ именуют не иначе…
Гассан Даглас, известный активист, занимающийся мониторингом «израильской» поселенческой деятельности на севере Западного берега,…
В новом заявлении разведка США в очередной раз обвинила Китай, Россию и Иран…