В интернете довольно широко распространено мифотворчество, в т.ч. о неком "волшебном хлебе из амаранта", при этом малоизвестно, что русское зерно, доставляемое из Таганрога в течение многих столетий, являло собой неотъемлемый элемент экономического равновесия Южной Италии и основой для изготовления лучших "итальянских" паст
В интернете довольно широко распространено мифотворчество, в т.ч. о "волшебном хлебе из амранта" "запрещённом Петром I".
Типичный пример: "..Во время реформ проводимых Петром I было запрещено выращивание амаранта и употребление амарантового хлеба, являвшегося ранее основной пищей русского человека, что привело к уничтожению долгожительства на Земле, которое оставалось тогда ещё в России; (по преданиям старцы жили очень долго упоминается даже цифра 300 лет…")".
У "Петра" много грехов, но в данном его обвинить сложно. Прежде всего потому, что само растение происходит из Южной Америки, оттуда, в основном испанцами, в XVII-XVIII вв. амарант был завезён в Северную Америку, Индию, Китай и другие места..

Амарант - ботаническое название происходит от греч. Αμάρανθος или Αμάραντος («амарантос»: «а» - не, «марайно» - увядать, «антхос» - цветок - «неувядающий цветок»). Высушенный амарант может сохранять форму в течение 3—4 месяцев, поэтому нередко его сушат на зимнее время. За это в народе амарант прозвали «зимним другом людей». Среди русских названий самое распространённое — «щирица» (бархатник, аксамитник, петушиные гребешки, кошачий хвост, лисий хвост).
Молодые листья амаранта похожи на шпинат и используются в свежем виде и для приготовления горячих блюд. В пищу используют также и высушенные листья. Амарант имеет значение как кормовая культура — многие культурные виды годятся на зерно, выпас, зелёную подкормку и силос. Зерно амаранта — ценный корм для домашней птицы. Крупный рогатый скот и свиньи хорошо поедают зелень и силос. Силос, приготовленный из амаранта, имеет приятный яблочный запах.
Испанцы завезли семена амаранта так же в Европу, где его сначала стали выращивать вначале как декоративное растение, а с XVIII века — возделывать как крупяную и кормовую культуру; при этом виды амаранта часто переопылялись, теряли ценные свойства и засоряли плодородные земли.
При этом после попадания пшеницы в Юж. Америку, про амарант там надолго забыли.
В Россию амарант попал в качестве декоративного растения из Голландии вместе с тем же Петром. Но после того, как амарант стал засорять пахотные земли, от растения постарались избавиться. Поэтому никакого "волшебного хлебы" наши "живущие по 300 лет старцы" из него "традиционно" не пекли.
Реалии в том, что на юге России росла лучшая в мире пшеница твердых сортов, в частности сорта "арнаутка". Пшеницу вывозили в Италию еще со времен, когда русских именовали еще "скифами". Поскольку с развитием печатных изданий (в XIX веке) пшеницу вывозили через таганрогский порт, ее так и называли "Таганрог". Существовал даже особый сорт Pasta Taganrog – южно-российский сорт твердой пшеницы, который сами итальянцы считали непревзойденным для изготовления пасты.
Вот что пишет о ней историк Винченцо Аньези: "Знаменитая пшеница "Таганрог" была, вне всякого сомнения, королевой пшеницы для пасты. Так, из Лигурии в Нью-Йорк экспортировалась паста только из этой пшеницы. Надпись на упаковке "Изготовлено из пшеницы "Таганрог" считалась гарантией высочайшего качества пасты".
В 1862 году Н. Джурич в работе «О значении южного края для России» писал: «Пшеница составляет важнейший предмет отпускной торговли Таганрога …. В особенности славится Таганрогская Арнаутка, которая по причине своей тяжеловесности, прочности и других преимуществ продается на заграничных рынках решительно дороже всех самых высоких сортов пшеницы всевозможных мест».
Итальянцы высоко ценили качество южно-русской твердой пшеницы, и на тот период все попытки американцев вытеснить Россию с хлебного рынка Италии провалились. Кстати, США тогда вывозили в Европу избытки своей пшеницы, но в то же время покупали в Италии макароны (1908 г. – 2 млн пудов), изготовленные из русской твердой пшеницы (Астафьев и Чехович, 1909).
В римском Национальном музее "паст", открытом Фондом Аньези в дворце Сканденберг на площади Сканденберг, 117, в великолепном здании XV века, в пятнадцати залах собраны экспозиции, иллюстрирующие историю "паст" в Италии от времени этрусков до наших дней. В музее можно узнать, что самая лучшая "паста" выходила из пшеницы сорта "Таганрог": она отличалась непревзойденным цветом и дивной консистенцией. Русское зерно, доставляемое из Таганрога в течение многих столетий, являло собой неотъемлемый элемент экономического равновесия Южной Италии. Даже при Бурбонах, невзирая на эмбарго, это зерно продолжало завозиться в Королевство обеих Сицилий.
Зерновому импорту из России пришел конец после революции 1917 года, когда стараниями иудокомиссаров, спонсируемых иудоростовщиками из США, в Приазовье были уничтожены и подъедены запасы семенного зерна. С тех пор, утверждают итальянские производители "пасты", у макарон стал далеко не тот вкус.
Мираж таганрогской пшеницы и по сей день будоражит воображение итальянских "pastai". Сорт под названием "Таганрог" (равен ли он по генетической формуле истинному таганрогскому, нами не выяснено) нынче выращивают в единственном месте на земном шаре - в Аргентине.