4 7114

Неомарксизм в Латинской Америке

Неомарксизм в Латинской Америке

Неомарксизм в Латинской Америке очень широко трактуется, принимается и исполняется на практике. Cуществует множество понятий, таких как «геваризм», «фиделизм» («кастризм»), «чавизм», связанные с революционно-идеологическими проектами, которые в деталях отличаются друг от друга

Левое движение Европы еще в 60-е гг. прошлого столентия обратило внимание на то, что будущее Латинской Америки мыслится в оптике социалистической революции. Это обосновывалось тем, что в этом регионе процентное соотношение бедного крестьянского населения и социальных страт из числа угнетенных людей было очень высоким. Чуть позже процессы глобализации и неолиберальных реформ привели к тому, что политическое сознание народных масс государств Латинской Америки довольно резко возросло. Различные интеграционные проекты, как исходящие со стороны США (НАФТА, АЛКА), так и альтернативы типа АЛБА также сыграли свою роль в приходе к власти левых партий и движений. Если для южной части Латинской Америки было характерно, что правление получили левоцентристские партии, которые победили исключительно посредством правовой системы, то для северного региона и Центральной Америки – Карибского бассейна характерны партии с харизматическими лидерами.

Условно можно разделить нынешний левый поворот Латинской Америки на три сектора. Это, собственно, продолжение народно-освободительных движений в новой форме, которые существовали в этих странах. Значительная их часть сейчас приходит к власти, например, санданисты в Никарагуа. Второе - это синтез социалистических идей с католицизмом, который получил название «теологии освобождения»  и постоянно подвергается критике со стороны Ватикана. И третье - индигенистские настроения, которые появились на волне протеста в отношении неолиберальных реформ в различных странах (в основном Андского региона). 

Народно-освободительные движения Латинской Америки традиционно связаны с вооруженной борьбой. В настоящее время существует ряд подобных революционных вооруженных группировок. 


Первый пример – это революционно-вооруженные силы Колумбии (FARC) , которые считают, что они борются за социалистическое общество, чтобы восстановить справедливость во всем мире, но начиная со своей родины. Они возводят свою идеологию к наследию Маркса, Ленина и Боливара. Интересно, что Боливар по своим идейным убеждениям был либералом. Он уместен здесь только в качестве исторической фигуры, которая вела вооруженную борьбу против испанского владычества именно на этой территории. 

Следующая организация - это Cапатистская армия национального освобождения в Мексике, которая имеют своеобразную историю. Их лидер, команданте Маркос был вдохновлен идеями Че Гевары и, наблюдая на то, как в соседних странах левые режимы приходят к власти, решил поднять восстание в Мексике. Однако на первом этапе это ему не удалось и он интегрировался в мексиканское (в основном индейское) общество. Только через некоторое время, когда уже была собрана довольно многочисленная вооруженная группировка, в 1994 г. они без боя захватили несколько муниципалитетов штата Чиапас, хотя потом последовали столкновения с правительственными войсками. Тем не менее, сами сапатисты (как вооруженное крыло, так и фронт национального освобождения сапатистов, которые отстаивают те же права, только мирным путем), не являются сторонниками насилия. В их документах указано, что «диалог – наилучший путь преодоления конфликтов. Это не только избежание конфликтов, но и совместное созидание» и «для того, чтобы добиться успеха в процессе диалога и переговоров, обе стороны должны исходит из обоюдного согласия в том, что ни одна из них не может победить другую, и нужно найти выход, который будет значить победу для обеих сторон, или, в худшем случае, поражение для обеих» . 

Третья политическая сила, которую я хотел бы упомянуть – это коммунистическая пария Перу, которая запрещена и считается террористической организацией (более известное название – «Сияющий путь», Sendero Luminoso). Она была создана в Перу в 1960 г. Абимаэлем Гусманом,  а к вооруженной партизанской борьбе перешла в мае 1980 г. Однако после ареста Гусмана Сендеро Луминосо снизили свою активность и только недавно вновь занялись экспроприацией капитала, ограбив нескольких боливийских банках. Компартия Перу выступала за революционное насилие, считали, что являются представителями четвёртого пути марксизма (то есть четвертого уровня марксизма), выстраивая цепочку «Маркс – Ленин – Мао – Коммунистическая партия Перу».

Интересны их трактовки прав человека: в одном из своих заявлений они сказали, что начинают с отрицания всеобщей декларации прав человека или американской конвенции по правам человека, но используют их для разоблачения и осуждения старого перуанского государства. «Для нас права человека противоречат правам народа, так как мы полагаем права в человеке как социальный продукт. Нет абстрактного человека с врожденными правами. Права человека не существуют исключительно для буржуев, позиции, бывшей краеугольным камнем феодализма. И сегодня правлением пролетариата, как организованного коммунистической партией класса с опытом триумфальных революций доказано, что права человека служат угнетающему классу эксплуататоров, которые организовали государство буржуазии и землевладельцев» . 


Поэтому они сказали, что отвергают и осуждают права человека, в виду того, что они буржуазны, реакционны, контрреволюционны и сейчас являются оружием ревизионистов и империалистов, главным образом, янки. Собственно, Сендеро Луминосо подходили к идее именно прав народов, а не абстрактных прав человека. 

Следующее течение, которое уже было упомянуто, это «теология освобождения». Оно появилось во второй половине 60-х годов. В нем идеалы социализма и христианства считались тождественными, а сама революция трактовалась, как эсхатологическое событие. При этом некоторые теологи допускали применение насилия (например, бразильский архиепископ Эльдер Камара). Собственно, у истоков стояло движение первичных общин, основанное в Бразилии в 1957 г., из-за того, что не хватало священников, которые разрабатывали планы борьбы с бедностью. Они активно приняли участие в разработке нового метода ликвидации безграмотности в процессе развития сознания. В нем так же принимали участие студенты и «Католическое действие», - интеллектуалы-католики. Также в их трудах значилось, что несправедливость и бесчеловечность растут в промышленных странах, а глобализация экономики помогает нам восстановить солидарность между нашими общинами. Поэтому «теология освобождения» в Латинской Америке представляет собой первую альтернативу капитализму, а так как рыночные отношения пронизывают все и вся, то «теология освобождения» не может больше оставаться одним лишь Латиноамериканским явлением, но должна стать общемировым достоянием. 


Известными представителями этого течения были Густав Гутьерреса Марино из Перу, выпустивший в 1973 г. первую книгу по «теологии освобождения»  и Леонардо Бофф из Бразилии.

В пользу «теологии освобождения» также высказывался целый ряд современных политиков, начиная от Фиделя Кастро, Уго Чавеса (Чавес, например, в одном из своих выступлений сказал, что Христос, несомненно, был повстанцем, а Иуда - капиталистом, решившим взять свои сребреники. Он говорил, что Христос был революционером и восстал против экономической власти того времени, предпочтя смерть ради защиты своих гуманистических идеалов)  и заканчивая архиепископом Сальвадора Оскаром Ромеро, который погиб от правых боевиков в 1980 г. (а экс-президент Парагвая, Фернандо Луго, сам является бывшим епископом и сторонником «теологии освобождения». Он получил голоса от лево-центристской коалиции). 

Некоторые приписывают к последователям этого движения даже Мать Терезу, приводя в пример ее слова во время пребывания на Кубе, где она сказала: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму и ленинизму».  Сам Фидель Кастро говорил, что христиане и марксисты-ленинцы должны быть стратегическими союзниками. Хотя союз не означает каких-либо компромиссов мировоззренческого характера, а направлен именно на решение проблем человечества и прежде всего, для предотвращения новых войн.

Основные пункты «теологии освобождения» таковы:
 - Христианское спасение недостижимо без экономических, политических, социальных и идеологических освобождений, как значимого признака человеческого достоинства. Также без уничтожения, эксплуатации, произвола, несправедливости этого мира.
- Гарантия для всех доступного образования, здравоохранения, освобождение народа, как осознание социально-экономической действительности в Латинской Америке.
- Реальное положение жизни большинства латиноамериканцев противоречит божественному промыслу, а бедность является общественным грехом. Кроме того, согласно этим тезисам существуют не только грешники, но и жертвы грехов, нуждающиеся в справедливости и защите. Поэтому нужно четко различать жертву и палача. Здесь имеется в виду намек на борьбу против эксплуататоров. Бедные всегда должны осознавать, что они вовлечены в процесс классовой борьбы. Здесь мы уже видим влияние марксизма.
- Переход к демократической системе углубит осознание массы, на момент того, кто является их истинными врагами на пути преобразования существующих систем.
- Создание нового человека как обязательного этапа закрепления результата изменений в обществе. Солидарная творческая личность – противопоставление капиталистическому спекулятивному менталитету и духу наживы.
- Свобода принятия Евангелия, доктрины о том, что нужно сначала обеспечить человеку достойные условия жизни,  и только потом  приобщать его к вере, если он сам того пожелает.


Так что «теология освобождения» имеет скорее социальное направление, нежели догматическо-католическое.

Далее необходимо кратко отметить идеи фиделизма, собственно потому, что они противоречат ортодоксальному марксизму. Если ортодоксальный марксизм настаивает на том, что революционная ситуация должна созреть в обществе, то опыт Кастро и Че Гевары показывает, что это необязательно. В их идеях и доктринах указано, что революция начинается в виде партизанской вооруженной борьбы, а потом к ней примыкают угнетенные классы, и это перерастает в революцию.

Еще одной интересной фигурой был Виктор Рауль Айя де Ла Торре, сам перуанец по происхождению, основатель народного революционного антиимпериалистического альянса. Начинал он тоже как марксист, но потом отказался от своих взглядов. В своих работах он пытался выстроить философско-историческую схему, в которой соединились уважение к доколумбовской Америке и вера в будущее Латинской Америки . Из европейских философов и социологов он признавал лишь единицы, в числе которых был Освальд Шпенглер. Он построил свою идею на том, что Европейское время и пространство являются принципиально иными, так же, как и  Китайские или Южноафриканские время и пространство. Следовательно, по его мнению, для Индо-Америки, для Южно-Латинской Америки нужны совсем другие время и пространство. Некоторые его идеи были созвучны с идеями ранних евразийцев и Льва Гумилева (например, тезисы о «пассионарных толчках»). Он также выделил идею народов -континентов в работе «И еще раз о тезисе исторического пространства – времени» . В ней он указывал, что будущее Южной Америки основывается на том, что она имеет огромное географическое пространство, темпы роста населения и новое качество смешения различных расовых элементов, а, кроме того, усиливающуюся экспансию латиноамериканских народов на территорию США.


Как и в «теологии освобождения», основным элементом дискурса у Де ла Торре являлся вопрос освобождения. Последняя категория для Де ла Торре имела также экологическое и космическое наполнения, фиксируемые через понятия пространства и времени. Он считал, что модель Запада - западная культура, западная философия, западные цивилизации - не может быть применена к Латинской Америке. Он же основал учение «Призма», согласно которому тезисы и идеи Маркса и Ленина пригодны только для Европы. Сам же марксизм является продуктом капиталистической Европы XIX века и совершенно не подходит для Индо-Америки XX века (наверное, уже и для XXI в). В целом развитие идей Де ла Торре будет полезно и для концепции Четвертой Политической Теории.

В завершение нужно добавить несколько слов об идее индигенизма. Во-первых, сам термин навязан со стороны и не является самоназванием этого широкого феномена, который представляет производную идеи индейского социализма в различных формах. В целом это идея возвращения к первоначальному укладу,  что можно охарактеризовать как консервативную революцию с сильной экологической составляющей. Например, среди индейцев аймара этот проект получил название «социализм Suma Kawsay» , в рамках которого говорится, что вся жизнь должна состоять в гармонии и балансе между мужчиной и женщиной, между различными обществами и между человеческим началом и природным окружением. Эта концепция получила экономико-политическое развитие, определенное термином vivir bien и официально взята как концепция развития Многонационального государства Боливия. Интересно и мнение индейцев племени Гуарани, которые постоянно искали «землю без зла». По их представлениям, нельзя было жить на той земле, где была пролита кровь, и они постоянно уходили в горы, когда на них наступали конкистадоры. Это мистическое представление созвучно с идеями социалистов-утопистов о том, что должна быть земля, где не будет войны.

В целом, идеи революции и ее новых форм и проявлений активно обсуждаются в странах Латинской Америки. Как сказал в одном из последних интервью один кубинский ученый в ответ на вопрос: «Как вы собираетесь заниматься социальной трансформацией?», -  «Нет лучшей критики, которая приводит к трансформации, чем революция».


  • 0

Комментарии

В ЛЕНИНСКОЙ СХЕМЕ ПОЛУГОСУДАРСТВА-ПОЛУКОММУНЫ

ВСЯ ПИРАМИДА ВЛАСТИ БУДЕТ ПЕРЕВЕРНУТА НА 180 градусов!!!

Коммунизм Ленина https://yadi.sk/d/ibbLtJYz3KGcj4

Переворачивание ПИРАМИДЫ ВЛАСТИ на 180 градусов - это и есть цель коммунизма, не социализма.
То есть при чистом коммунизме
властные отношения будут идти снизу(!!), со стороны народа(!!).

И поэтому они вскоре перестанут быть властными отношениями, а станут просто человеческими, братскими отношениями.
Люди перестанут лаять друг на друга приказами, а начнут ДОКАЗЫВАТЬ. И родиться ВЕЛИКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ НАРОДА. А без него нас как мартышек.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИЗМА

Схема Ленина проста. Она не требует выборов. Она не требует создания новых органов власти. В ней невозможны воровство и мания ложного величия. В ней НЕВОЗМОЖНО НАСИЛИЕ.

Все КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ внутри сталинского государства были, но они как органы власти не функционировали. В Университете есть коллективный орган Ученый Совет, в генштабе есть коллективный орган Совещание высших генералов-начальников служб и так далее.

Значит, при коммунизме Генштабом будет руководить не начальник генштаба, а СОВЕТ ВЫСШИХ ГЕНЕРАЛОВ. А начальник штаба будет ему подчинен.

ЛОЗУНГ КОММУНИЗМА

ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ (СОВЕЩАНИЯМ) КАК КОЛЛЕКТИВНЫМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ!
ЕДИНАЧАЛИЕ УНИЧТОЖИТЬ. Власть ничтожного человека над Великим народом будет уничтожена навсегда.

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИЗМА

Оперативное управление это ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ. Она построена на ЕДИНАЧАЛИИ.
Макаренко. ДЕЖУРНЫЙ ПО КОММУНЕ БЫЛ ДИКТАТОРОМ (но временным, то есть диалектическим)

При коммунизме ДЕЖУРНЫЙ ГЕНЕРАЛ КОММУНЫ тоже будет ДИКТАТОРОМ. Он временный СТАЛИН. Его решения должны выполнять абсолютно все. И отдельный маршал или генерал не сможет его снять.
Снять дежурного генерала сможет только Свет высших генералов, и только тогда, соберется в полном составе или полном кворуме.

ЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИЗМА

В теории коммунизма ПРИКАЗ завуча школы или даже распоряжение секретаря парт ячейки является ТЯЖЕЛЕЙШИМ НАСИЛИЕМ НАД ЛЮДЬМИ. ПРИКАЗ будет уничтожен при коммунизме. В армии он останется только переносчиком информации. Из него будет удалена ЧЕРНАЯ ДУША НАСИЛИЯ «Эй, вы там, исполняйте приказ начальника или умрете».

Рокоссовский «ДЕЛАЙ КАК Я», а не как я приказал. Управление с помощью РАСПОРЯЖЕНИЙ это буржуазное форма управления людьми. ПРИ КОММУНИЗМЕ можно управлять людьми только с помощью СВОЕГО ГЕРОИЗМА. Святослав «Я ПОЙДУ ПЕРВЫМ».

По планете прошла уже мировая монополизация и поэтому социализм уже не нужен и Европе. Вся планета ждет того, кто первым крикнет «ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОММУНА!» Но Коммуна это не государство. Коммуна это глобальная ОБЩИНА БРАТЬЕВ. Ни одного начальника в Коммуне не будет. Генерал Коммуны это вождь, а не начальник.
Уборщицы, сантехники, посудомойки, шахтеры ждут СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА, БРАТСТВА. Они ждут ВСЕОБЩЕГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Левые интеллигенты это тоже полу буржуазная прослойка. Они мечтают о втором социализме для того, чтобы ПРОСТОЙ НАРОД вечно мыл им туалеты, пек булочки.

ЛЕНИН ВСЮ ТЕОРИЮ КОММУНИЗМА И БУДУЩЕЙ ПОБЕДЫ ПОЛНОСТЬЮ ПОДГОТОВИЛ!
Впитывай мысли и чувства вождя. И ВОЖДЬ ВОЗРОДИТЬСЯ В ТЕБЕ!

ТЕОРИЯ ОБРАЩЕНИЯ

При капитализме ВРАЩАЮТСЯ ДЕНЬГИ. Он хватают людей за шиворот и ведут на стройки капитализма
При социализме вращаются ПРИКАЗЫ. Он хватают людей за шиворот и ведут на стройки социализма.

А ЧТО БУДЕТ ВРАЩАТЬСЯ ПРИ КОММУНИЗМЕ, ЕСЛИ ДЕНЕГ И ГОСУДАРСТВА НЕТ?

Ответ Гегеля. При коммунизме вращаются ИДЕИ. ИДЕИ хватают людей за шиворот и ведут на стройки коммунизма.
Так что вся теория коммунизма, включая ТЕОРИЮ ОБРАЩЕНИЯ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ, создана Гегелем, а не Марксом. И оказалось, что ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ, за который его ругали классики, есть на самом деле ТЕОРИЯ КОММУНИЗМА. И классики ошибались.

Покажем, на примере как работает ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ.

При коммунизме ОБМЕН ИДЕЯМИ вытеснит ОБМЕН ТОВАРАМИ и ДЕНЬГАМИ. Обмен товар и деньги давно стали тормозом производства. Обмен товарами и деньги ТОРМОЗЯТ ОБМЕН ИДЕЯМИ. Частная собственность на знания, интеллектуальная частная собственность будет уничтожена при коммунизме.
И ИДЕИ хлынут как океан. И океан забурлит.

Википедия и есть проявление КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА путем ОБМЕНА ИДЕЯМИ. И Википедия показывает, что даже для таких великих проектов как Википедия ДЕНЬГИ НЕ НУЖНЫ. То есть коммунизм ОПОЗДАЛ. Он лезет со всех щелей.

И только наша тупая и слепая левая интеллигенция НИЧЕГО НЕ ВИДИТ и не слышит. Они попугаи революции. Вот уже 25 лет они как попугаи кричат «Диктатура пролетариата, диктатура пролетариата».

И эти попугаи революции не понимают, что сейчас интеллигенции больше, чем классических пролетариев. И поэтому ПРИНЦИП ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИТАТА уже обосновать НЕВОЗМОЖНО!

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД ОТ СОЦИАЛИЗМА К ПОЛУГОСУДАРСТВУ-ПОЛУКОММУНЕ

ПО СХЕМЕ ЛЕНИНА.

Коммунизм Ленина https://yadi.sk/d/ibbLtJYz3KGcj4

Все коллективные органы в сталинском государстве уже были. Но они не функционировали как органы власти. В университете есть Ученый Совет, на заводах проводятся ежедневные совещания начальников цехов. В генеральном штабе проводятся ежедневные совещания высших генералов.

ТЕОРИЯ ВЛАСТИ КОММУНИЗМА ЛЕНИНА

Как построить ленинское полугосударство-полукоммуну?

Нужно было в течение одного дня передать власть от ректора Ученому Совету, от директора к Совету начальников цехов, от начальника цеха Совету мастеров, от мастера бригаде, от секретаря обкому обкому, от генсека всему Политбюро.

Уровень министерства. Проводится СЪЕЗД директоров отрасли. Власть в отрасли вырывается из рук министра и передается СОВЕТУ ВСЕХ ДИРЕКТОРОВ отрасли как КОЛЛЕКТИВНОМУ ОРГАНУ. Правит отраслью теперь не министр, а коллектив директоров. Коммуна директоров может менять своего министра хоть 10 раз в день.
Министр теперь только АГЕНТ ОТРАСЛИ в Совете министров, то есть он связывает свою отрасли с о всем другими в единое целое. И он постоянно курсирует из Совета министров к себе в родное министерство и обратно.

Уровень завода. Вырвем власть у директора и передадим его СОВЕТУ НАЧАЛЬНИКОВ ЦЕХОВ как коллективному органу. Коммуна начальников цехов может менять своего директора в рабочем порядке хоть 10 раз в день.

Заводом управляет теперь НЕ ДИРЕКТОР, А Коммуна начальников цехов. Они есть новая КОЛЛЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ на ЗАВОДЕ. А директор есть только АГЕНТ (представитель) ЗАВОДА в МИНИСТРЕСТВЕ. Директор завода теперь постоянно курсирует из министерства на завод и обратно.

Уровень цеха. Власть в цеху вырывается из рук начальника цеха и передается СОВЕТУ МАСТЕРОВ.
Цехом правит теперь не начальник цеха, а Коммуна мастеров. Они могут менять своего начальника цеха хоть 10 раз в день. Начальник цеха есть АГЕНТ Коммуны мастеров в руководстве завода.

Начальник цеха участвует в руководстве всего завода. Он связывает свой цех с другими цехами на уровне всего завода. Он курсирует туда- сюда и возит туда-сюда разные идеи. Вверх он возит ТАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ (то есть идеи только своего цеха), а вниз он приводит уже СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИДЕИ-идеи всего завода, всех цехов завода.

НИКОМУ НЕИЗВЕСТНАЯ ТЕОРИЯ ЛЕНИНА О ПОЛУГОСУДАРСТВЕ
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ЛЕНИНА

Коммунизм Ленина https://yadi.sk/d/ibbLtJYz3KGcj4

Самое великое слово в истории России и даже в истории всех народов это ленинское слово ПОЛУГОСУДАРСТВО.
Цитирую работу Ленина «Государство и революция».
«Отмирает после этой революции пролетарское государство или ПОЛУГОСУДАРСТВО».
Никто из левых, так и не смог понять слово Ленина «ПОЛУГОСУДАРСТВО».

А что же это такое? Неужели Ленин хотел построить государство только до Урала, а за Уралом пусть сами выкручиваются?

А ведь это одно слово Ленина могло нас привести к великой победе. Ведь это одно слово Ленина есть ленинский вариант социализма, есть не построенный русский мир.
Только ленинский вариант социализма в форме ПОЛУГОСУДАРСТВА мог бы и обязательно перешел бы в Коммунизм. Так что же это за строй ПОЛУГОСУДАРСТВО?
Ответ. Ленин имел в виду ПОЛУГОСУДАРСТВО0ПОЛУКОММУНА, ПОЛУСОЦИАЛИЗМ-ПОЛУКОММУНИЗМ. То есть Ленин планировал построить еще одну ПРОМЕЖУТОЧНУЮ ФОРМУ между чистым социализмом и коммунизмом. Именно из-за отсутствия такой промежуточной формы мы и покатились в капитализм.

Определение. Чистый социализм это чистое соцгосударство со 100% ЕДИНАЧАЛИЕМ. То есть в СССР был чистый социализм без примеси коммунизма.
Покажем как с помощью теории Ленина О ПОЛУГОСУДАРСТВЕ-ПОЛУКОММУНЕ можно было перейти к коммунизму, наиболее простым без болезненным способом.

Добавить комментарий