0 27378

Пифагор, халдеи и «комитет 300», как создатели иудейской и каббалистической мифологии

Пифагор, халдеи и «комитет 300», как создатели иудейской и каббалистической мифологии

Задавшись вопросом «кто и когда придумал еврейского бога Йеху Либера», мы выяснили источники антропоморфизации этого собирательного образа, разобрали откуда в иудаизм пришли его современные символы. Попробуем выяснить кто конкретно, по крайней мере частично, занимался разработкой религиозно-мистических концепций, легших в основу иудаизма и каббалы

Историю философа, математика и создателя религиозно-мистической школы Пифагора Самосского (570—490 гг. до н. э.), сложно отделить от легенд, представляющих его в качестве «совершенного мудреца, посвященного во все тайны мироздания». Но сегодня эти истории и мифы о Пифагоре интересны нам по трём причинам. Во-первых, его биография имеет полную параллель с Ветхозаветной Историей, что дает нам все основания предположить, что именно «пифагорейцы» поучаствовали в создании мифологем «избранного народа». Во-вторых, благодаря созданной его религиозной школой теориям, легшим в основу учения Каббалы, современные квазиэлиты до сих пор осуществляют бесструктурное управление обществом. В-третьих, сами квазиэлиты сорганизованы в полном соответствии с тайными структурами пифагорейской школы.  

Как бы странно не звучали эти утверждения, убедитесь сами. 

Ещё «отец истории» Геродот (484 — 425 гг. до н. э.) называл Пифагора «величайшим эллинским мудрецом»[1], но основными источниками информации о жизни и учении Пифагора являются вышедшие на 7 веков(!) позже сочинений неоплатоников: философа Ямвлиха[2], историка Диогена Лаэртского[3] и мистика Порфирия[4]. Впрочем, они опирались на более ранних авторов, в том числе ученика Аристотеля Аристоксена (370—300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции религиозно-философской школы пифагорейцев. Согласно этим источникам, - 
 

БИОГРАФИЯ «ИЗБРАННОГО»  

выглядит приблизительно следующим образом. Пифагор родился в семье золотых дел мастера, резчика печатей и камнереза Мнесарха[5]. Рождение ребёнка, якобы, предсказала дельфийская Пифия, сообщив Мнесарху, что ребенок принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. На радостях, Мнесарх дал своей жене Партениде новое имя Пифаида, а ребенку Пифагоробъявленный Пифией»(а)). Жена сопровождала мужа в его поездках, поэтому Пифагор родился в Сидоне Финикийском[2] в 570 до н. э. Родители посвящают новорожденного сына богу Аполлону, покровителю медицины и музыки, после чего отец хочет сделать его наследником премудростей своего ремесла, но Пифагор проявляет рвение и способности к высоким наукам.  

Согласно античным авторам, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи и впитал в себя всё накопленное человечеством знание(р). Первый учитель его, Гермодамас, преподаёт ученику основы музыки, живописи и посвящает в тайны Природы, а потом направляет того продолжать обучение в Египет. На долгом пути в Египет юноша берёт уроки астрологии, нумерологии, медицины и других наук у философа Ферекида, слушает лекции основателя греческой философии 80-летнего финикийского старца Фалеса и его ученика астронома и географа Анаксимандра в Милете. Затем проходит краткий курс обучения у сидонских жрецов[6].  

Самосский правитель тиран Поликрат снабжает Пифагора рекомендательным письмом[7] к своему союзнику фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению у мемфисской жреческой касты и посвящён в таинства, запретные для чужеземцев(б). Здесь Пифагор проводит 22 года, пока Амасис не умирает и в 525 до н. э. Египет завоевывает персидский царь Камбиз. Пифагора уводят в числе пленников в Вавилон, но и здесь он продолжает учёбу у халдейских «магов»(в). 

Согласно древнегреческому историку Ктесию[8], (чья биография перекликается «египетским пленом» с биографией Пифагора и периодом создания мифологии «пурима»), халдеи пришли из Египта с «царем» Белом, организовавшим их в жреческую касту и научившим всяким премудростям, которые они в течение веков передавали из рода в род, поддерживая репутацию «всесветных мудрецов». Это стало их основным источником пропитания, и сделало синонимом вавилонской культуры и «предтечами каббалистов». По всему миру можно было встретить странствующих шарлатанов, называвших себя «халдеями». 

По истечению 12 лет царь Дарий I («Гистасп»)  дарует 56-летнему Пифагору свободу и он возвращается на Самос(г).
 

«КОМИТЕТ 300»

Проповедовать свои идеи в Элладе, где жило и много искушённых в вопросах философии и политики людей, было сложно. Его современник Гераклит отмечал: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество»[3]. Кроме того, Пифагор не желал исполнять общественные обязанности. Даже поздние почитатели Пифагора писали: «Его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией… Обдумав всё это, отойдя от общественных дел и считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей»[2]. 

Пифагор перебрался в греческую колонию Кротоне (южноитальянская «Великая Греция»), где собрав группу аристократов, начинает проповедовать теорию облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету(д).Ученики Пифагора образовали подобие религиозного ордена «братства посвящённых», состоящий из касты отобранных единомышленников, обожествлявших своего учителя. Их деятельность носила тайный характер. Новых членов принимали уже по особому ритуалу, допуская к обучению только после особого испытания - пятилетнего обета молчания. Каждый новый член кружка давал клятву сохранять в тайне все, что происходит в школе, а также не рассказывать ничего о Пифагоре, которого они признали пророком. Члены пифагорейской школы имели специальный знак - пентаграмму, по которым они узнавали друг друга(е).  

Обучение делилось на три этапа. Первый – «акусматики» (слушатели), изучавшие «акусматы» - сформулированные лаконично и доступно для понимания любого человека постулаты общечеловеческой морали и обрядовые наставления Пифагора о: поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании и круговороте человеческих жизней. Второй - более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвященных, достойных владеть тайным знанием». Третий, высший, этап, предназначенный для «избранных» учеников для «приобщения к таинствам духовного перерождения и исце­ления музыкой». Одной из первых (и немногих) на эту ступень взошла его ученица Феано, ставшая женой своего 60-летнего учителя[9](ж). 

Начало каббалы «можно отнести к временам Александрийских философов, и происходит она из смешения восточных, платоновских и пифагоровских учений… Каббала… полна символики, аллегорий и мистицизма. Написана она, как утверждают оккультисты, по системе египетских жрецов, обладавших тремя способами для высказывания своих мыслей. Способы эти были нижеследующие: первый - был простой, приспособленный для простого народа, второй - был символический, образный и третий - священный или иероглифический. Одно и то же слово могло иметь таким образом собственный смысл, фигуральный смысл и таинственный. Так, напр., согласно каббалистам, каждой букве соответствует какая-нибудь цифра, и, жонглируя этими цифрами, они постигают тайный смысл каббалистического учения. Все чернокнижники средневековья, а также и нынешнего времени, напр., Элифас Леви, черпали свою мудрость из Каббалы» («Ритуальное убийство у евреев», Евгений Брант, кн. 1, стр. 19-21, Белград, 1926 г.).

По инициативе Пифагора создается аристократический правящий орган – «Совет трехсот»(з), который возглавляет он сам в течение 25 лет[10]. Постепенно, вместе с распространением пифагорейских школ по соседним городам, распространяется и влияние «Совета трехсот», который начал изменять законы в городах в соответствии с учением. Тем самым, ещё больше  провоцируя народ («лаос»/демос) против власти аристократии[11]: этот исторический период характеризуются широким народным движением. Недовольство большинства, нежелающего «безоговорочно подчиняться, как дети родителям» теориям «избранных», вылилось в кровавый мятеж. Спасаясь от народного гнева Пифагор вместе со своими учениками из Кротоне перебирается в соседний Таренте. Но и тут народ решительно восстает против тайной организации «избранных». В возрасте восьмидесяти лет Пифагора убивают в уличной схватке[12]. 

Ямвлих со ссылкой на Аполлония Тианского (Антихриста) (ещё раз отметим, что все неопифагорейцы были противниками Христианства[3](и)), изучавшего архивы Кротона, излагает разгром пифагорейцев так: «Пифагорейцы образовали большое сообщество (их было более трёхсот), но оно составляло лишь небольшую часть города, который уже не управлялся согласно обычаям и нравам. Впрочем, пока кротонцы владели своей землёй, и Пифагор находился у них, сохранялось государственное устройство, существовавшее от основания города, хотя были недовольные, ожидавшие удобного случая для переворота. Но когда завоевали Сибарис, Пифагор уехал, а пифагорейцы, управлявшие завоёванной землёй, не распределили её по жребию, как хотело большинство, то затаённая ненависть вспыхнула, и множество граждан выступило против них… Родственники пифагорейцев относились с ещё большим раздражением к тому, что те подают правую руку только своим, а из близких — только родителям, и что они предоставляют своё имущество для общего пользования, а от имущества родственников оно отделено. Когда родственники начали эту вражду, остальные с готовностью присоединились к конфликту… Через много лет… кротонцами овладели сожаление и раскаяние, и они решили вернуть в город тех пифагорейцев, которые ещё были живы»[2]. 

Много пифагорейцев погибло, выжившие рассеялись по Италии и Греции. Немецкий историк Ф. Шлоссер замечает по поводу разгрома пифагорейцев: «Кончилась совершенной неудачей попытка перенести в Грецию кастовый и клерикальный быт и, наперекор духу народа, изменить его политическое устройство и нравы по требованиям отвлечённой теории»[13].
 

«ШКОЛА КАББАЛЫ» 

Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором.  

Хотя и принято считать Пифагора великим математиком и космологом древности, однако ни одно из свидетельств до III в. до н. э. не упоминают об этих его заслугах. Зато позднее ему стали приписывать всё, что было создано усилиями его последователей (Архита из Тарента, Филолая из Кротона, Гиппаса из Метапонта и др.). Как писал Ямвлих про пифагорейцев: «У них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев»[14]. Пифагору приписывают открытие, что Земля — шар, но «историк философии» Феофраст считает автором Парменида, а Диоген указывает на авторство Анаксимандра, у которого учился Пифагор в юности. Современные историки считают, что Пифагор не доказывал и «свою» знаменитую теорему, а передал грекам знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до него, согласно вавилонским глиняным табличкам с записями математических уравнений.  

В то же время, у школы пифагорейцев в математике и космологии заслуги есть. По Аристотелю они рассматривали математику как учение, исходящее от пифагорейца Гиппаса, но вдохновляясь мистикой Пифагора. Поэтому в своих известных по выдержкам работам Аристотель рассматривал Пифагора прежде, как основателя религиозно-мистического культа. Именно эта часть его учения превалирует в сознании большинства античных авторов.  

«Религиозное новаторство» Пифагора заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего оно и было разгромлено), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного мистического учения о круговороте переселений души. По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса. 

Религиозно-мистическое учение пифагорейцев нашло свое развитие и в математике («нумерологии»). Они считали, что в природе существуют дух и материя, придавая при этом мистическое значение цифрам. Пифагор учил, что в основе вещей лежит число, а познать мир — значит познать управляющие им числа(к). По этой теории вещи есть отображение чисел, а число - это закон и связь мира, сила, которая руководит богами и смертными. Поэтому природу и всемогущую силу числа можно видеть не только в делах божьих, но и во всех человеческих занятиях - искусстве, ремеслах, музыке. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи, позднее «уйдя к каббалистам». Характерно, что Пифагор не писал трактатов, не доверяя книге тайное оккультное учение «для избранных»(л). Платон, до которого доходили обрывки знаний, узнав, что пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения учения, немедленно их купил за большие деньги. Ямвлих так комментирует отсутствие трудов Пифагора: «Замечательно также и их упорство в неразглашении учения: за столько лет до поколения Филолая, как представляется, никто не столкнулся ни с одним пифагорейским сочинением. Филолай первым из пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят, Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда Филолай впал в крайнюю нужду». 

Согласно этим данным Пифагор ввел в древнегреческую философию учение о «Гармонии сфер» - «о музыкальном звучании планетных сфер» семерки видимых невооруженным глазом планет («септенеры» или «низшие планеты»)(м); шире - о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической традиции. В латинских и средневековых текстах употребляется термин «harmonia (musica) coeli (mundi)» - «гармония (музыка) неба (мира)». Учение о числовых соотношениях между планетами и связующей их тонической системе возникло на Древнем Востоке в «халдейской» традиции (свид. Плутарха), египетской (Диодор Сицилийский) и, особенно, китайской (например, соответствие пяти нот китайской  гаммы принципу 5 элементов - у син).

В учении Пифагора гармония сфер имела эстетический и эсхатологический смысл, поскольку душа тоже мыслилась как «гармония», земная лира была точным «отображением» небесной, а игра на ней - приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на «астральную прародину»; музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа. Согласно пифагорейской мифологии, слышать музыку сфер мог только Пифагор, «остальные не различают её»(н).
 

Ключом к этому открытию стал монохорд (μονόχορδον) - древний однострунный музыкальный инструмент, представлявший собой ку­сок дерева с единственной струной. Пифагор, увидел в нём чёткие закономерности, открыв важный закон музыки, по которому высота тона струны обратно пропорциональна ее длине. Он отмечал на монохорде место, где прижимал струну к телу инструмента, а потом измерял длину звучащей части струны и сопоставлял её со всей длиной струны. Так Пифагор обнаружил, что между длинами получаемых отрезков и длиной целой струны существует определенное математическое соотноше­ние. Если струну зажать посередине, разделив ее на две равные части, полученный тон составит с первоначальным тоном октаву. Частота вибрации половины струны составляет с частотой вибрации целой струны со­отношение 2:1. Если же струну разделить на три равные части, мы получим соотношение 3:1 и т.д. Он определил также, что если длины струн относятся как 6:4:3, то при одновременном звучании они дают приятный гармоничный аккорд, если же эти числа изменить, то звуковая гармония нарушается. Тоны, составляющие гармонические интервалы с первоначальным тоном, появляются только в том случае, если соотношение длин звучащей части и целой струны представляет собой соотношение целых чисел, к примеру, 2:1, 3:2, 4:3 (вероятно, заложив основу понятия о дробях). Эти целочисленные соотношения — архетипы формы, выражающей гармонию и равновесие, фигурируют в культурах самых разных народов[15]. 

Пифагор утверждал: «у каждого из нас, как и у каждой планеты в Космосе, есть своя Высшая Гармония - свой звук - Музыка Сфер». Суть этой концепции была в том, что «тела человека начинают активно впитывать в себя тонкие энергии, которые по какой-либо причине являются дефицитными в повседневной жизни конкретного человека». Вследствие этого повышается общая работоспособность, улучшается самочувствие и настроение, напоминая процесс питании «нашего твердого тела».  

Пифагор начал распространять этот «закон гармонии», обобщая его на другие явления природы, которые только могли увидеть. Согласно учению Пифагора, утверждавшему «Изучайте монохорд, и вам откроются тайны ми­роздания», сама Вселенная представ­ляет собой грандиозный монохорд, чья струна протянулась от земли до небес. Ее верхний конец соединен с абсолют­ным духом, далее идет Солнечная система в центре которой расположена Земля. Каждая планета, каждое небесное тело, гармонически звучит в своей, определённой ему от Начала тональности. Учитывая религиозную направленность его Школы, отметим, что это были революционные идеи для того общества. В изложении Аристотеля «скорости светил, соответствующие их расстояниям (от Земли), имеют соотношения созвучных интервалов», и поэтому «из кругового движения светил возникает гармоническое звучание», т.е. звукоряд в одну октаву. «Радиусы небесных сфер» (коих их они насчитали 10, придав мистицизма этой цифре(о)), вращаясь вокруг «центрального огня», находятся в таком же отношении, как и длины струн, образующих гармонию. Положительным здесь была только догадка о том, что земля движется. 

Пифагорейцы комбинировали числа и, придавая им мистические значения, делили их на числа «добрые» (нечетные); «злые» (четные); «совершенные» - каждое из которых равна сумме своих делителей; «дружественные» (в которых одно равняется сумме делителей второго, но также без этого же числа). Были в них числа пирамидальные, многогранные и т. д. В частности, прямоугольным называли целое число, равное произведению двух других целых чисел. Именно пифагорейцы вывели «совершенное числом 6»(п), поскольку сумма его делителей 1, 2, 3 равна шести. 


(каббалистической изображение «Древа Жизни сефирот»)
 

В ИТОГЕ МЫ ВИДИМ 

а) «Рождение ‘предначертанного Высшей Силой’»; б) «Египетский “плен”»; в) «Вавилонский “плен”» («Исход» компенсировался за счет халдеев); г) «Возвращение Ездры после эдикта царя Кира»; д) «Построение Второго Храма; укрепление веры, книга Левитов и Пророки»; е) «Концепция избранности и тайных знаний»; ж) «избранные» к себе предельно лояльны, оправдываясь заветом «плодитесь и размножайтесь»; з) «первая версия» элитаристского “Комитета 300”, распространяющего влияние на другие общества (по Дж. Колеману); и) «вторая суть иудаизма»; к) «любимое занятие каббалистов»; л) «начало создания “Устной торы”»; м) один из вариантов “объяснения менор” и “семи ангелов, печатей, апокалипсических труб и чаш золотых”»; н) «подчеркивание уникальных данных пророка»; о) «священная цифра сеферотов» п) «таки наше все»; р) характерное национальное тщеславие авторов, традиционно придающих своему соплеменнику сверхъестественные черты, естественными последствиями чего в их повествовании наблюдаются противоречия и анахронизмы  

С тем учетом, что Пифагор жил в период начала создания мифологем «Торы» и если не он сам, то его ученики и работы пифагорейской школы явно поучаствовали в создании «системы мифов  избранных», очевидно повлияв и на «тайные знания каббалы». 

Император  Адриан (I-II вв. н.э.) говорил, что «в Египте он не видел ни одного еврея, который не был бы математиком. Между тем, небезызвестно, что в императорском Риме под этим термином разумелись… соучастники магии… иудейская Каббала есть собрание обрывков научных знаний, астрономических вычислений, философско-религиозных идей, суеверий, магических, т. е. колдовских или чародейных бредней, действительно заимствованных Иудеями из тайных учений языческой древности, но частью искаженных, частью забытых ими, а затем подделанных и примененных к их религии, к их истории и к их своекорыстным целям» («Каббала, ереси и тайные общества», Н. А. Бутми, стр. 11-14, С.-Петербург 1914 г.).

Благодаря продолжению развития идеи «гармонии сфер» в неопифагореизме и неоплатонизме (в т.ч. через посредство Августина, Макробия, Боэция), космологическое понимание музыки подчинило себе всю средневековую западноевропейскую музыкальную эстетику. Параллельно - благодаря включению гармонии сфер в систему Птолемея - идея музыки сферы продолжала жить в астрологии, каббале и парамасонских структурах вплоть до Нового времени. Теория, легшая и в основу люцеферианской музыкальной теории Розенкрейцеров (каббалисты, герметивисты и астрологи Джон Ди, Роберт Флудд и пр.), стала одним из инструментов бесструктурного управления, которым пользуется и современная квазиэлита.  

продолжение следует…

______________
Использовались материалы: ««Кто и когда придумал еврейского бога Йеху Либера», «Евреи. Наши меньшие братья. Русская ведическая цивилизация и её «13-е колено»», «Монохорд Пифагора»,гравюры из книги Robert Fludd, «Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia» (1617), а так же:  

[1] Геродот, IV, 95 

[2] Ямвлих (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни» 

[3] Диоген Лаэртский, (200—250 гг.), «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов», кн. 8, «Пифагор»

[4] Порфирий (233, Тир — 304, Рим), «Жизнь Пифагора»; 

Настоящее имя философа, теоретика музыки, астролога, математика и жесткого критика христианства Порфирия – Малх. «Практический мистик» Порфирий в трактате «О философии из оракулов» толковал мифологию греческих и египетских богов в духе платонизма и сакрализовал среди платоников собрание «предсказаний» семитского племени «магов»-халдеев. Из философских работ Порфирия наибольшее распространение получило «Введение» («О пяти звучаниях» - De quinque vocibus) к Органону Аристотеля. Трактат, излагавший логическое учение о признаках понятия (род, вид, видовое различие, признак собственный и несобственный/случайный) был многократно переведен и прокомментирован учеными Востока и Запада, стал «философским букварём» для средневековой Европы. В теории музыки Порфирий стал автором «Деления канона».  

Кроме этого, он был и автором 15 книг, объединенных под одним названием «Против христиан». Судя по сохранившимся фрагментам, жёстко критиковал христианское представление о будущем преображении «образа мира сего», веру в воскресение тел, но самое главное — учения о воплотившемся и страдавшем Боге, которое прямо противоречило господствовавшему в платонизме представлению о бестелестности и бесстрастности божества. Книга Порфирия вызвала опровержения со стороны христианских теологов. В 448 году по императорскому указу все списки трактата «Против христиан» были уничтожены. 

[5] версия Диогена Лаэртского; по версии Порфирия – был сыном богатого сирийского купца из Тира, получившего самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год 

[6] Ямвлих пишет, что Пифагор покинул родной остров в 18-летнем возрасте. По Порфирию, Пифагор уезжает из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где набрался по легендам восточной мудрости. Диоген цитирует Аристоксена, который говорил, что своё учение Пифагор получил от дельфийской жрицы Фемистоклеи 

[7] версия Диогена и Порфирия 

[8] И.В.Пьянков, «Восточные сатрапии державы Ахеменидов в сочинении Ктесия», М., 1966, с. 4 

[9] по Порфирию, от брака родились сын Телавг и дочь Мня; по другой версии сын Аримнест и дочь Аригнота  

[10] по Ямвлиху, Пифагор возглавлял своё тайное общество 39 лет  

[11] по «красивой версии», распространяемой самими пифагорейцами, Пифагор не принимает в братство влиятельного, богатого, злобного пьяцы Килона, который, получив отказ, поджигает школу. При пожаре пифагорейцы спасают учителя ценой своей жизни, после чего Пифагор, затосковав, кончает жизнь самоубийством, уморив себя голодом в священном храме 

[12] по версии Диогена, ссылавшегося на Гераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно умирает в Метапонте (другой греческой колонии) в 80-летнем возрасте, а во времена Цицерона (I в. до н. э.) в городе склеп Пифагора показывают как одну из достопримечательностей; по версии Порфирия, Пифагор погибает в Матапонте в результате очередного антипифагорейского мятежа 

[13] Ф.К.Шлоссер, Всемирная история: в 8 т., Ст.-Петербург, Из-во: В. Серно-Соловьевича,  1863, репринт  

[14] т.е вся секта работала если не на «коллективного бога», то на «непререкаемый имидж всезнающего пророка» поскольку ни один из авторов в течение 200 лет после смерти Пифагора, включая Платона, Аристотеля и их преемников в Академии, не приводил цитат из трудов Пифагора или хотя бы указывал на их существование. И только в III в. до н. э. появилась компиляция высказываний Пифагора, известная под названием «Священное слово», из которой позднее возникли так называемые «Золотые стихи». Впервые цитировались Хрисиппом. Отрывок из «Золотых стихов» в переводе И.Петер:

«Ты же будь твёрдым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная всё открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь…
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесёшься,
Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом».
 

[15] Джонатан Голдмен, «Целительные звуки», Изд.дом «София», 2003,  пер. Е.Александрова
  • 0

Добавить комментарий