0 11823

Лисовский Ю.А. Мифы и реальности экономики России

Лисовский Ю.А. Мифы и реальности экономики России

Начиная с 90-х годов официальными целями преобразования России являлось построение демократического правового государства и многоукладной, эффективной, социально ориентированной экономики. В реальности пришедший к власти крупный капитал и бюрократия на приоритетное место поставили собственные интересы, сделав ставку на создание криминализованной клановой сырьевой экономики с «быстрой» прибылью и минимальными инвестициями в основной капитал



 

(Доклад, прочитанный на Первой научно-практической конференции в рамках Национальной Ассамблеи, проводимой Русским Национальным Фронтом (РНФ), Постоянно действующим совещанием национально-патриотических сил России ПДС НПСР), рядом научных институтов и общественных ораганизаций. Цель проведения Конференции – на основе предлагаемых проектов сформировать Образ будущей России)

В результате произошла деградация промышленного потенциала и распад научных коллективов во всех отраслях экономики страны, потеря финансовой независимости страны. Россия перестала быть самодостаточной: она слишком сильно зависит от нестабильного углеводородного рынка, от глобальной экономики и импорта высоких технологий.

При создании новой системы существовавшая ранее плановая экономическая система были разрушены. Но введение права частной собственности и самостоятельной экономической инициативы, которые следует отнести к числу достижений, не ведут автоматически к успеху в развитии экономики. На смену социалистической системе пришла не многоукладная и даже не рыночная экономика, а некая смесь бюрократического и псевдорыночного регулирования экономической деятельности, всесилья кланов, региональных феодалов, глав госкорпораций и олигархов. 

Основной итог прошедшего, провального в экономическом плане, 25- летнего периода – Россия снова стоит перед выбором: «Что делать с экономикой?».

Пришедшая в нулевые годы к власти новая генерация управляющих элит подтвердила приверженность внешне разумным общепринятым целям развития экономики: «России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие»[1].

В действительности не удалось реализовать ни одного из трёх основных требовании к нормальной экономике: 

1. Экономика должна быть основана на легитимной базе. Состояние должно быть получено не криминальным способом.

Реальная ситуация в России такова: на смену криминальной приватизации 90-х пришла теневая экономика, тотальная коррупция и криминальный вывоз капитала.

Тотальная коррупция сохраняется на уровне почти $300 млрд. в год[2,3,4,5], объём оборота теневой экономики (неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ) составляет 40 - 50% от ВВП[6,7], чёрного рынка 11,8 % от приходной части госбюджета[8], хищения при госзакупках измеряется триллионами рублей[9,10], а годовой вывоз капитала достиг $151,5 млрд. (2014 г.).

По уровню организованной преступности Россия занимает 101 место (чем выше коррупция, тем больше место) в мире (2014 г.)[11].

В составе российских министерств - 18 «воров в законе», в администрации Президента РФ - 2 криминальных «авторитета» (2001 г.)[12]. В нулевые годы на смену коронованным ворам в законе во власть пришли долларовые мультимиллионеры и миллиардеры (в ГД V созыва и СФ РФ таких было более 40 депутатов), что также не увеличивает авторитет и легитимность власти (согласие народа с властью).

Доля экономики, контролируемая организованной преступностью, составляет до 20 % от объёма экономики[13] и 40 - 60% от числа предприятий [14]. Доля фирм, платящих криминалу 78%[15].

По эффективности правовых рамок в урегулировании экономических споров Россия занимает 110 место в мире[16]. Утверждение, что в 2014 г. в России было куплено 400 тыс. бейсбольных бит и лишь 2 бейсбольных мяча отлично иллюстрирует этот факт. 

2. Экономика должна быть эффективной. Она должна обеспечивать производство необходимого для нормальной жизни количества материальных благ и услуг при минимальном негативном влиянии на Природу.

В реальности более 50% предприятий (без малого бизнеса и бюджетных учреждений) являются убыточными.

По расточительности государственных расходов Россия занимает 87 место в мире.

Страна живёт за счёт экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и угля. Их доля в общем экспорте составляет 76,4% (2014 г.).

По конкурентоспособности экономики в целом Россия занимает 68 место в мире из 152[17]. По конкурентоспособности в области IT технологий – 46 место из 66[18].

Россия в пересчёте на душу населения обладает колоссальной  природной составляющей национального богатства: в 6 раз больше, чем в США, и в 20 больше, чем в Германии, Великобритания или Франция[19], но занимает 69 место по душевому ВВП[20]. Расходная часть бюджета на душу в России меньше, чем в Италии – в 6,7; Франция – в 8,65, США – в 4,2 и даже Греции – в 5,3 раза[21].

На территории России продолжает ухудшаться экологическая ситуация[22,23]. Уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно растёт. Эмиссия углекислого газа за 2001 -2011 г.г. выросла на 18 % (с 10,7 до 12,6 т на человека). Средняя скорость роста концентрации CO2 на территории РФ составляет 0,5 % в год.

Качество атмосферного воздуха в городах является неудовлетворительным (2014 г.).

В 21 % городов отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК.
В 69 % городов средняя за год концентрация какой-либо примеси превышала 1 ПДК.
В 2014 г. участки, почва которых загрязнена пестицидами выше установленных гигиенических нормативов, обнаружены на территории 9 субъектов РФ.
На большинстве водных объектов РФ в 2014 г. по ряду ингредиентов наблюдалось превышение ПДК от 10 до 100 раз. 

3. Экономика должна быть справедливой. Это значит, что она действует в интересах большинства общества, поддерживает функции социального государства, гарантирует  равенство граждан в распределении ограниченного ресурса и обеспечивает соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения.

Но в России децильный коэффициент достиг 16,8 – это вдвое больше необходимого для социальной стабильности.

Величина прожиточного минимума 10017 руб. (2 кв. 2015 г.). При этом минимальный размер оплаты труда (5965 руб.), средний размер социальной пенсии (6446 руб.) и даже назначенных пенсий (10030 руб.) в принципе не могут обеспечить достойную жизнь граждан[24].

Доля населения, проживающего ниже национального уровня бедности, составляет 11,2 % (2014 г.)[25].

 

В ЧЁМ ПРИЧИНА НЕУДАЧ?

Число экономистов и политологов в стране зашкаливает, но продолжает отсутствовать единое понимание того, как надо преобразовать страну. Значительная часть властных элит вместо комплексного анализа стратегий развития занимается демагогией, популизмом и личным обогащением.

Даже в нынешний период обострения отношений с Западом, правительство «уверенно» продолжает идти прежним курсом, объявляя при этом экономические провалы успехом. Как иначе оценить выступление премьера Медведева на «Гайдаровском форуме» в начале 2015 г.: «Все сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого…. Напротив, они являются следствием успешной реализации достаточно успешной политики последних 10- 12 лет»[26]. 

При определении стратегии развития власть России так и не смогла освободиться от догм и мифов экономических и политических теорий.

 

Миф 1. «Экономика, основанная на частной собственности, является более эффективной, чем основанная на государственной собственности»

В действительности, ответ на вопрос: «Какая форма владения активами, частная или государственная, более эффективна и справедлива», зависит от целей деятельности управляющих элит и имеет не только экономический, но и политический аспект.

Понятие абстрактной эффективности частной и государственной собственности, в отрыве от целей регулирования, лишено смысла, поскольку эффективность всегда необходимо рассматривать с позиции владельца, наёмного работника или общества в целом.

Например, закрытие социально значимых предприятий хорошо с точки зрения бизнеса, поскольку они не эффективны или не приносят прибыли. Но не с позиций общества.

Вопрос о справедливости экономической системы, основанной на частной или государственной собственности, сводится к вопросу: «На кого работает собственность?»

- При государственной собственности соответствие труда и вознаграждения определяется бюрократией.
- При частной собственности - определяется хозяином собственности.

В обоих случаях работает так называемая «распределительная экономика» – вознаграждение определяется директивным путём и слабо зависит от результатов труда. Наёмный работник в условиях и частной, и государственной собственности фактически не влияет на соотношение труда и вознаграждение за него.

Например, частная компания «Базовый элемент», принадлежащая миллиардеру Дерипаске, служит его личному обогащению, компания Сибнефть выплачивала миллиардные дивиденды своему «владельцу» Абрамовичу, у которого сегодня только одна из 4 личных яхт стоит $1,2 млрд. Но точно так и государственная компания «Роснефть» обогащает её главу Сечина, установившего себе «справедливую» зарплату 6 млн. руб. в день[27]. Причем зарплата руководителя никак не связана с эффективностью работы компании и «эффективный менеджер» одновременно с повышением своей зарплаты считает моральным обратился в правительство с просьбой предоставить финансовую помощь компании из Фонда Национального Благосостояния в размере 1,5 трлн. рублей, что больше суммарных затрат федерального бюджета на здравоохранение, образование и ЖКХ в 2014 г. (1,244 трлн. руб.)[28] 

Поэтому, прежде, чем начинать национализацию необходимо понять – в чьих интересах она проводится. Национализация не будет соответствовать интересам большинства граждан, если отсутствуют реальные механизмы влияния на экономическую и политическую деятельность управляющих элит со стороны общества. 

Сегодня такие механизмы отсутствуют. Для их выработки необходимо развитие самоуправления, переход к сетевой политической демократии и к экономической демократии.

 

Миф 2. «Рынок является идеальным регулятором экономики»

Рынок представляется как некая божественная сущность, всё ведающая и всемогущая. Он лучше нас знает, что нам надо и как этого достичь. Он никогда не ошибается и вмешательство государства, согласно либеральным теориям, разрушает идеальный рыночный механизм регулирования, нарушает эффективность и справедливость.

В действительности построить стабильную экономическую систему на основе регулирования через положительную обратную связь (рост прибыли) принципиально невозможно (более того, такая система неизбежно приводит только к разрушению общества – прим. ред.). Подтверждение этому – кризисы, которые всегда сопровождают экономические циклы. По какому бы параметру (индикатору) мы не оценивали состояние рыночной экономики, она всегда принципиально нестабильна, что связано с неспособностью рынка эффективно регулировать экономическую систему.

 

Миф 3. «Роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство»

Не лучше ситуация и у экономистов, которые предлагают построить экономическую систему, основываясь на другом мифе – роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство. Ему приписывается роль всё ведающей и всемогущей регулирующей сущности, определяющей для нас план экономической деятельности и правила оптимального и справедливого распределения. 

Именно эта цель была на знамёнах социализма. В действительности, реальное социалистическое общество жило по авторитарным декретам и по неписаным правилам, которые определяла партийно-административная номенклатура, преследующая вполне земные цели.

Предполагается, что государство, от имени которого выступает бюрократия или партийно-административная номенклатура, которая не ошибается и не нуждается в каких либо внешних механизмах корректировки. Но мы хорошо помним, сколько ошибок допустило государство.

Принципиально, что в обеих системах общество является лишним за столом, где определяются правила работы экономической системы. Наёмные работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от возможности влияния на организацию труда и распределение его результатов.

Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии).

 

Миф 4. «Бюрократия (или партийная номенклатура) управляет государством по поручению народа, от имени народа и в интересах народа».

Этого мифа (в различной редакции) придерживаются сторонники как капитализма, так и социализма.

Бюрократия, как и партийная номенклатура, управляет государством от имени народа, но отнюдь не в интересах народа. Система имитационной демократии позволяет власти принимать практически любые решения в корыстных и амбициозных интересах бюрократии, крупного капитала или номенклатуры.

В действительности понятие «власть народа» лишь запутывает тот факт, что и при капитализме и при социализме управление экономикой и политикой идёт от имени абстрактного народа, который якобы формально является высшей властью и якобы управляет государством через систему политической демократии.

Демократия действительно может являться эффективным способом согласования интересов различных слоев общества. Однако реальные «демократические» механизмы весьма несовершенны и сильно зависят от административных, информационных и финансовых ресурсов. Следствием этого является формирование управляющей элиты (суррогата элиты), абсолютно независимой от общества. Это ведёт, при любом из рассмотренных выше экономических укладов, к возникновению т.н. «имитационной демократии», системы, в которой интересы большинства членов общества не учитываются.

Ограничение прав народа создаёт предпосылки для формирования паразитической экономической системы - получения денег из воздуха за счёт финансовых спекуляций, процентной и виртуальной экономики, за счёт коррупции и криминала. В результате раздел результатов труда не определяется реальным участием в производительном труде.

Интересы народа учитываются лишь в той степени, чтобы не вызвать социального взрыва.

 

Миф 5. «Политическая демократия может быть реализована без экономической демократии»

Политическая демократии не может быть реализована без экономической демократии. Сейчас вес в политической системе одного олигарха не сопоставим с весом рядового гражданина, формально имеющего право одного голоса.

Экономическая демократия - материальная основа для развития других форм демократии. Экономическая демократия может развиваться как на микроуровне - через участие трудящихся в управлении предприятиями (как частными, так и государственными), так и на макроуровне - в масштабах экономики страны в целом.

Экономическая демократия может воспрепятствовать бюрократизации хозяйственной сферы при государственном регулировании экономикой и является альтернативой рыночному хозяйству, которое исключает рядового труженика из сферы принятия решений экономического характера.

Главным препятствием для утверждения экономической демократии является высокая концентрация экономической власти в руках государственной бюрократии, олигархических  групп, преступных кланов. Нынешняя ситуация в России характеризуется крайним экстремальным распределения экономической власти. На долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех богатств. В США эта величина составляет 37% всех богатств, в Европе - 32%, в Японии - 17%[29].

В этой ситуации особенно актуален не только переход от имитационной политической демократии к реальной (приобщение народа к политической власти), но и переход к экономической демократии (приобщение народа к экономической власти).

При отсутствии политической и экономической демократии идёт формирование управляющих элит, работающих исключительно на удовлетворение эгоистичных корыстных и амбициозных интересов.

 

Миф 6. «Успех развития страны зависит от успешного перехода на траекторию развития Западной цивилизации»

Продолжает оставаться популярной позиция, что не надо «умничать» и следует просто скопировать «успешную» Западную политическую и экономическую систему.

При этом умалчивают, что эта система основана:

- на паразитизме развитых стран по отношению к внешнему миру;
- на паразитизме национальных элит по отношению к собственным гражданам;
- на паразитизме людей по отношению к Природе и к будущим поколениям;
- на столкновении интересов национального развития отдельных государств.

Серьёзные проблемы создаёт и цель развития: строительство общества потребления.   

В замкнутой системе, какой является Земля, неограниченный рост потребления не может являться основой развития экономики. Уже сегодня нарушено равновесие между потреблением людьми природных ресурсов и способностью Земли к регенерации, к восстановлению ущерба, причиняемого планете техногенной деятельностью человека. Мы уже потребляем в 1,5 раза больше ресурсов, чем может дать Земля. 

Под угрозой уже оказались биоразнообразие природы, запасы чистой воды, атмосфера, качество с/х земли, не возобновляемые природные ресурсы, климат. Мир производит в 1,5 раза больше пищи, чем это необходимо, но, по данным ФАО (ООН),  в состоянии хронического голода находится 870 млрд. человек (2014 г.).  

 

ВЫВОДЫ

1. Работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от влияния на организацию труда и распределение его результатов. Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии).

2. Для выхода страны из нынешнего экономического и политического тупика необходимо ограничить политическую власть крупного капитала и коррумпированной бюрократии. Одним из шагов в этом направлении является национализация стратегических природных ресурсов, введение социального пая, самоуправление, создание новых механизмов выборов и контроля власти.

3. Национализация - это лишь предпосылка для вывода финансового ресурса из-под контроля олигархических групп. Она будет соответствовать интересам большинства граждан, только если будут созданы реальные механизмы контроля общества за деятельностью управляющих элит: самоуправление, политическая и экономическая демократия.

4. Корректно проведённая приватизация также может способствовать укреплению реальной демократии, если она выводит экономическую власть из-под контроля бюрократии, но не передаёт активы в руки крупного капитала.

5. Если мы не найдём способа приобщения общества к управлению экономикой, то ситуации станет социально нестабильной, чем могут воспользоваться силы, заинтересованные в дезинтеграции России, что приведёт к власти ещё более опасные для страны элиты.

 

_______________________________

[1] В. Путин. Первое послание Президента РФ Федеральному Собранию (2000 г.) http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/07/28782.shtml

[2] Коррупция за 4 года: исследования Фонда ИНДЕМ, http://www.anti-corr.ru/indem/2005diagnost/2005diag_press.doc

[3] А.Буксман, первый заместитель Генерального прокурора России, интервью «Российской газете», http://anticor.wildfield.ru/analit/kortov.html

[4] «Коррупция в России как система "распилки" ВВП», 2010, http://newsland.com/news/detail/id/580475/

[5] Transparency International’s Corruption Perceptions Index. 2014, http://www.transparency.org/cpi2014/results

[6] Теневая экономика в России. Центр управления финансами. http://center-yf.ru/data/economy/Tenevaya-ekonomika-v-Rossii.php

[7] Global Financial Integrity (GFI). 2013, цит. по Форбс, «Теневую экономику России оценили в 46% ВВП», http://www.forbes.ru/news/234247-tenevuyu-ekonomiku-rossii-otsenili-v-46-vvp

[8] «Black Market Products Index», Havocscope. Retrieved 2013-01-10. http://www.havocscope.com/country-profile/

[9] «Медведев оценил воровство в системе госзакупок в триллион рублей в год», 2010, http://lenta.ru/news/2010/10/29/punish/

[10] Е. Письменная, «Медведев: воровство при госзакупках превышает триллион рублей». 31.10.2010

http://www.zahvat.ru/show/news/medvedev-vorovstvo-pri-goszakupkax-prevyshaet-trillion-rublej

[11] Global_Competitiveness_Report_2015-2016. http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf

[12] Ильин, О. С. «Некоторые аспекты состояния организованной преступности в политической сфере жизни общества», 2002, цит. по Репецкая А.Л., проф., д.ю.н., «Российская организованная преступность в постсоветский период: основные тенденции динамики состояния и структуры», http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/repezkaya%2818-12-05%29.htm#_ftn13

[13] проф. Репецкая А.Л., «Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия». Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко, Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. 2005. http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/repezkaya(18-12-05).htm%23_ftn1

[14] Музалевская Е. А., «Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992-2005 гг.)», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Москва, 2006, http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/abstract/Muzalevskaja_EA/

[15] World Bank Group, 2009, http://www.enterprisesurveys.org/ExploreEconomies/?economyid=159&year=2009

[16] Global Competitiveness Report 2015-2016,

http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf

[17] Global Competitiveness Report 2012-2013, World Economic Forum, http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2012-2013

[18] The IT Industry Competitiveness Index, 2011, http://globalindex11.bsa.org/country-table/

[19] Д. Львов, академик РАН, «Контуры будущей России. Из доклада на секции экономики РАН. 14 ноября 2006 г.». http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/06/679/31.html

[20] CIA, World Factbook, 2015, https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html

[21] CIA, World Factbook, 2012, https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html

[22] Минприроды РФ. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в РФ за 2014 год. http://www.meteorf.ru/upload/iblock/4c0/Obzor_2014.pdf

[23] РОСГИДРОМЕТ, Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2014 год  http://www.meteorf.ru/upload/iblock/4c0/Obzor_2014.pdf

[24] Росстат, http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/

[25] WorldBank, http://data.worldbank.org/

[26] «Медведев: Сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого. http://maxpark.com/community/13/content/3219741

[27] «Бюджетники, получающие зарплату в 6 миллионов рублей в день, кто они? http://www.informdetox.com/?p=11410

[28] «Игорь Сечин просит о помощи из-за санкций». http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/08/14/igor-sechin-prosit-deneg-iz-buduschego

[29] Credit Suisse Research Institute. The 2013 Credit Suisse Global Wealth Report. https://publications.credit-suisse.com/tasks/render/file/?fileID=BCDB1364-A105-0560-1332EC9100FF5C83 

http://www.za-nauku.ru/

  • 0

Добавить комментарий