0 4290

Украинский гамбит – за президентские амбиции Януковича и Таможенный Союз заплатят пенсионеры

Украинский гамбит – за президентские амбиции Януковича и Таможенный Союз заплатят пенсионеры

Результаты переговоров Путина и Януковича в Москве во всех отношениях (и с политической, и тем более с экономической точек зрения) крайне благоприятны для Украины и весьма несуразны и противоречивы для России. В настоящий момент можно говорить о двух основных итогах состоявшихся переговоров


Во-первых, Газпром и Нафтогаз согласовали снижение цены на «голубое топливо» на треть – согласно подписанным поправкам к газовому контракту от 2009г., Россия снижает цену на газ для Украины с сегодняшних $410-430 до $268,5 за тыс. кубометров. 

Во-вторых, руководство России готово оказать экстренную и беспрецедентную даже по мировым меркам финансовую помощь Украине – из средств Фонда национального благосостояния, который в последнее время подвергается раздербаниванию со стороны всевозможных лоббистов, будет выделено порядка $15 млрд. Которые Минфин направит на приобретение украинских государственных облигаций. Как стало известно, как минимум, $3 млрд. Киев получит уже до конца уходящего 2013г., что позволит избежать дальнейшего размывания валютных резервов  и крайне болезненной с социальной точки зрения девальвации гривны.

При этом акцент будет сделан на скупку долговых бумаг с коротким сроком погашения (от 2 до 5 лет), что позволит снизить вероятность потерь, так как на погашение краткосрочных бумаг  найти средства гораздо проще, чем на погашение займов через 10-15 лет. С этой точки зрения инвестиции оправданы. Другое дело, что в настоящий момент риски дефолта настолько высоки именно по «коротким бумагам», что ставка доходности к погашению в последнее время подскочила с 7-8 до 11% годовых. Это обусловлено бедственным положением финансовой системы и бюджета – без кредитов со стороны России (или Китая и МВФ) Украина уже в перспективе ближайших 1,5 лет могла бы повторить судьбу Греции: дефолт, социально-экономическая катастрофа, упадок промышленности, бегство капитала, кризис неплатежей и т.д.

Да, безусловно, для Украины это спасение - Янукович получил передышку на 1,5-2 года, которые может прожить без девальваций, дефолта и преклонения перед МВФ, который в лучших традициях российских «лихих девяностых» и Вашингтонского консенсуса требует самоубийственного для президентских амбиций Януковича 60% повышения тарифов на газ, электроэнергию и коммунальные услуги. Внесение поправок в контракт позволит Украине сэкономить колоссальные средства - от $3,5 до$ 5 млрд. в зависимости от объема закупок российского газа и динамики цен на топливо и горючесмазочные материалы на юге Европы, к которым и была привязана формула расчета цены на газ в 2009г. Сами поправки вступят в силу с 1 января 2014г.

Если предположить, что в 2013г. Украина закупит у России голубого топлива в физическом объеме 2012г. (32,9 млрд. кубометров), то скидка от текущей цены в $140 позволит Киеву сэкономить порядка $4,6 млрд.Это эквивалентно 2,7% ВВП или без малого половине дефицита внешней торговли. Да, в последние годы Киев сокращает зависимость от российских энергоносителей, что может снизить реальный размер экономии. За последние годы импорт российского газа сократился в два раза, а по итогам января-сентября 2013г. закупки российского газа составили лишь 18,2 млрд. кубометров. 

путин, янукович.jpgЕсли и в 2014г. власти Украины продолжат делать  ставку не на российский газ и сохранят объем закупок 2013г., то фактическая экономия не превысит $2,5 млрд. В любом случае, это крайне весомая сумма для находящейся в состоянии усиливающейся рецессии экономики Украины. К слову сказать, даже несмотря на достигнутые в Москве договорённости, Киев планирует продолжить закупку газа из стран Центральной и Восточной Европы по реверсным контрактам – то есть Украина забирала бы из магистральной трубы подлежащий поставке в Словакию газ, которой, в свою очередь, выпадающие поставки компенсировала бы Германия. Показательно, что министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий оценивает масштабы выгод для украинской экономики не менее чем в $7 млрд.– в 2014г. Нафтогаз, по его словам, увеличит закупки газа до 30-32 млрд. кубометров, тогда как реальный размер скидки в результате роста цен на нефть и нефтепродукты составит порядка $240 за тыс. кубометров.

Важно понимать, что Украина стоит на краю финансово-экономической пропасти, бюджетного кризиса и дефолта. Напомним, что ВВП братской республики падает на 1,3-1,5%, промышленное производство - на 5-5,5%, новые заказы в промышленности - на 7-9%, инвестиции в основной капитал - на 13-15%, а безработица подскочила с 8 до 8,6% за последнее время. Притом что размер золотовалютных резервов обвалился с $36 млрд. два года назад до $24,5 млрд. в начале 2013г. и 18,8 млрд. в декабре текущего года. Валютная заначка тает буквально на глазах, тогда как Украина влезает в долговую петлю - внешний долг государства вырос с $20 до $36,5 млрд. в последние годы (из которых почти $10 млрд. приходятся на гарантии и поручительства государства), суммарный госдолг превышает $76 млрд., а совокупная внешняя задолженность всех субъектов украинской экономики достигла $137 млрд. При размере ВВП менее $178 млрд. 

Другими словами, руководство России на самом деле протянуло руку помощи - Янукович получил возможность рефинансировать внешние займы, остановить размывание валютных резервов и дотянуть до президентских выборов 2015г. Можно сказать, что российские власти скинулись из пенсионного «общака» на предвыборную компанию действующего президента Украины. Именно российские деньги вкупе с социальной направленностью российской финансовой поддержки могут помочь Януковичу стабилизировать ситуацию в Украине, снять напряжение с финансовой системы и поднять рейтинги – вопреки Майдану, Янукович может похвастаться реальными делами и дипломатическими победами.

Весьма показательно, что оценки российско-украинских соглашений внутри самой Украины диаметрально противоположные. Премьер-министр Украины Николай Азаров назвал достигнутые договоренности «историческим соглашением». Тогда как евромайдан, призывающий к повторению оранжевой революции 2004г. и госперевороту, приравняли кредиты Кремля и снижение цен на газ к измене Родине, распродаже государственных активов и капитуляции перед клятыми «москалями». 

Украинской оппозиции, заметно усиленной националистами и радикалами, и активно поддерживаемой финансово, административно и пропагандистски американскими сенаторами, Госдепом и Еврокомиссарами, не нужны позитивные изменения. Они действуют из принципа «чем хуже для Украины и граждан, тем лучше для майдана и Вашингтона». Они довели ситуацию до абсурда - кредит от России в размере $15 млрд. снижение цены на газ на одну треть они восприняли в штыки и приравняли чуть ли не к государственной измене. Они жаждут власти, им нужен государственный переворот и смена власти, им необходим хаос и обнищание населения, чтобы поставить подножку Януковичу и Азарову и провести очередную «оранжевую революцию». 

Именно поэтому они с таким негодованием и яростной критикой восприняли соглашение Путина и Януковича в Москве, которое позволило Киеву принять бюджет на 2014г., отказаться от людоедского секвестра бюджета и замораживания зарплат для работников бюджетной сферы, не повышать тарифы естественных монополий для бедного в своем подавляющем большинстве населения, а также отказаться от девальвации гривны. Лидерам евромайдана, паразитирующим на многолетней усталости граждан от беспросветного воровства, коррупции, взяточничества, кумовства и произвола олигархии, не нужны стабильность, развитие и процветание общества. Им нужен кризис и упадок, чтобы прийти к власти. Именно этим объясняется также негодование Госдепа США, а также европейской бюрократии - пока МВФ по указке Вашингтона выдвигал убийственные требования для получения займа в размере $15 млрд., а Брюссель призывал освободить Тимошенко и кормил обещаниями граждан Украины ввести безвизовый режим, российские власти сделали огромный предновогодний подарок Януковичу и Украине. 

К слову сказать, не исключено, что деньги российских налогоплательщиков, выделенные Украине из Фонда национального благосостояния, будут направлены в том числе на рефинансирование займов так называемых «донецких олигархов», спонсирующих Януковича и его команду.

Главный вопрос состоит в том, зачем понадобилось руководству России спасать Януковича, выделять $18-20 млрд. из нефтегазовой кубышки и что от этого получат рядовые граждане России. Дать однозначный ответ на этот вопрос крайне сложно - до сих пор нет полной информации о том, на каких условиях президент России решил вложить в гособлигации Украины $15 млрд. и снизить цены на газ. Эта информация засекречена, а сами подписанные Путиным и Януковичем договоры не подлежат огласке. 

Однако некоторые выводы можно сделать уже сегодня. Во-первых, Москва смогла посадить Киев на крючок. Рука, дающая взаймы, всегда выше и влиятельней руки, которая берет деньги. В не зависимости от того, останется Янукович у власти, или произойдет оранжевый переворот, любая власть, будет она красная, белая или цвета ЛГБТ движения, будет вынуждена идти на встречу Кремлю и согласовывать свою политику с Россией. Подписанные к газовому контракту поправки подразумевают возможность Москвы и Газпрома в одностороннем порядке пересматривать цены на газ по своему усмотрению. В случае смены власти и проявления откровенно антироссийской риторики ничто не мешает Кремлю отказаться от 30% скидки и вернуться к пресловутому «рыночному ценообразованию» на газ, которое поставит крест на экономике, промышленности и финансовой системе Украины. 

Да, это не совсем по-братски. Однако и Украина даже при формально пророссийски настроенном президенте Януковиче больше трех лет водила за нос Москву, вела закулисные переговоры с ЕС, раздавала обещания и России, и Евросоюзу, чем собственноручно завела себя с тупик и спровоцировала евромайдан. Янукович и правящая семья сами поставили себя на грань оранжевой революции – ещё в 2010г. следовало дать чёткий сигнал украинским гражданам и олигархам, что Киев нацелен на интеграцию с Таможенным союзом. Вместо этого власти вели челночную дипломатию и старались продаться подороже либо Москве, либо Брюсселю и Вашингтону.

Кроме того, согласованный Москвой и Киевом кредит в размере $15 млрд. также выделяется из средств ФНБ не единовременно, а постепенно, т.е. разбит на транши. До конца 2013г. Россия намерена приобрести облигаций государственного займа Украины, суверенный кредитный рейтинг которой еще летом и осенью 2013г. был понижен большой тройкой американских рейтинговых агентств до «мусорного и дефолтного» уровня, на $3 млрд. В 2014г. Украине предстоит погасить займов аж на $10 млрд. У государства таких денег нет. И деньги российских пенсионеров, выделенные из ФНБ, могут оказаться как никогда кстати. 

Кроме того, важно понимать, что эти деньги России возвращены не будут. Ни один кредитор не заинтересован в возврате долга, т.к. это лишает его стабильного источника дохода в виде процентных доходов и, что не менее важно, лишает кредитора возможности контроля за действиями должника. Это финансовый инструмент по обеспечению политического влияния. Экономика Украины в кризисе, в промышленности обвал, доходы населения и компаний падают, капитал утекает, безработица растет, бюджет и платежный баланс рассыпаются. В связи с чем Киев в принципе в ближайшие годы не сможет погасить свои займы перед Россией и при любой власти будет вынужден договариваться с Кремлем о пролонгации займов и рефинансировании долгов.

Да, конечно, верить украинскому президенту Януковичу, премьер-министру Азарову, первому вице-премьеру Арбузову или любому другому политику «братской республики» не только глупо и крайне недальновидно, но и самоубийственно. Практически наверняка Янукович (или его любой приемник) постарается забыть о договоренностях с Путиным и предпримет попытку в очередной раз «кинуть» Россию. Это нормально - вполне обычная логика поведения украинских властей вне зависимости от их политической или сексуальной ориентации. Киев занимается челночной дипломатией и традиционно обещает жениться всем и сразу, добиваясь предоставления всевозможных льгот и преференций. Это попытка усидеть сразу на двух стульях, открутив по ножке у каждого из них до того, как один из стульев уберут.

Московские соглашения Путина и Януковича это своего рода гарантии того, что Украина, вне зависимости от исхода евромайдана и подписания или не подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, в конечном итоге будет вынуждена учитывать позицию России. Именно ради этой цели, судя по всему, власти и пошли на экстренную гуманитарную финансовую помощь в суммарном объеме $18-20 млрд. Не нужны даже никакие «тайные соглашения» - долговой петли и газовой дубинки вполне хватит, чтобы оказывать существенное влияние на украинские власти.

Однако не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, власти демонстрируют торжество цинизма и политики двойных стандартов. Минфин призывает «затянуть пояса» и проводит сильнейший с преддефолтного 1997г. секвестр бюджета, заявляя, что денег нет - урезаются расходы на национальную экономику, сельское хозяйство, ЖКХ, инфраструктуру, науку, здравоохранение, культуру и спорт. Чиновники заморозили зарплаты учителям, врачам, ученым, военнослужащим и другим работникам бюджетной сферы. Однако у Минфина удивительным образом нашлись средства не только на трехкратный рост зарплат в Администрации Президента, Аппарате Правительства, Госдуме, Совете Федерации и силовых ведомствах, но также изыскались без малого 480-500 млрд. рублей из средств ФНБ для спасения «братской» Украины. А ведь это колоссальные деньги – их вполне хватило бы, чтобы удвоить расходы федерального бюджета на науку и образование или на медицину и здравоохранение.

Другими словами, своих граждан и свою несырьевую промышленность Правительство садит на сухой паек, усугубляя депрессивно-кризисные тенденции в экономике и реальном секторе. А Украину и приближенных к Януковичу олигархов спешно спасают от дефолта.

Во-вторых, ради помощи Киеву, который неоднократно забывал про свои обязательства и обещания России, власти РФ позволили не просто раздербанить свыше 17% ФНБ (500 млрд. из 2,93 трлн. рублей), но и поставить под удар средства пенсионеров. Необходимо иметь в виду, что средства ФНБ предназначены для финансирования пенсионных выплат населению. 

В-третьих, власти в очередной раз забыли спросить россиян, готовы ли они из своего кармана выделить порядка 4-4,2 тыс рублей, чтобы скинуться на светлое будущее Украины. Именно такова цена вопроса. При этом очевидно, что платить за поставленный Россией газ Украина будет расплачиваться деньгами российских налогоплательщиков - львиная доля привлекаемых Киевом кредитов направляется на финансирование бюджетных дефицитов и осуществление расчетов за поставленные Россией энергоресурсы. 

В-четвертых, в Кремле и Правительстве, озаботившихся судьбой украинцев в разгар противостояния с ЕС и США по вопросу вектора украинской интеграции, снова забыли про своих собственных граждан. Волевым решением президент на 30% снизил цены на газ для Украины, но при этом продолжает безудержно повышать цены на «голубое топливо» для самих россиян и отечественной промышленности. Да, на бумаге и в бюджете предусмотрено замораживание тарифов на газ и прочие услуги естественных монополий на ближайшие годы. 

Однако эти планы могут измениться хоть завтра. И к тому же, только за период 2000-2012гг. газ, по данным Росстата, вырос в цене в 9 раз, а за последние 5 лет - в 2,5 раза. Хуже того, согласно взятым в рамках ВТО обязательствам, Россия обязана повысить внутренние цены на газ до среднемировых в течение ближайших 5 лет (с $145 до $400 за тыс. кубометров). А к 2030г. Минэкономики в своих прогнозах обещает поднять цены на газ в 5 раз, а на электроэнергию - в 4,5 раза. Что нанесет непоправимый удар не только по и без того опустошенному карману подавляющей части россиян, но и по едва сводящей концы с концами обрабатывающей наукоемкой промышленности. К слову сказать, Украина самостоятельно добывает свыше 21 млрд. кубометров газа, что позволяет субсидировать цены на газ для населения. В зависимости от объема потребления, граждане Украины платят $80-140 за тыс. кубометров газа. А все бремя дорого газа ложится на промышленные предприятия и энергетиков, которые по цепочке перекладывают издержки на конечных потребителей, раскручивая маховик инфляции издержек.

Спасая Украину, в Кремле забыли про Россию и простых россиян. Не обустроив свою собственную страну, закрывая глаза на произвол монополий и загнивание несырьевой промышленности, российские чиновники принялись спасать Украину. Хуже того, выпадающий доход в $3-5 млрд. от снижения цен на газ для украинских потребителей Газпром почти наверняка решит компенсировать за счет кармана россиян и отечественной промышленности. Дмитрий Медведев уже озвучил инициативу ввести систему авансовых платежей за газ для населения.

В-пятых, было бы ошибочно считать, что правящая бюрократия заботится о судьбе братского народа и русском населении в Украине. Это миф - четверть века у России нет внятной политики даже на пространстве СНГ. Зачастую под ее видом пытаются выдать попытки Газпрома скупить объекты газотранспортной инфраструктуры в Белоруссии, Украине и других «братских республиках». Кремль выделил кредит и снизил цены на газ не из любви и сострадания к украинцам, а из стремления дать дополнительный козырь Януковичу перед майданом, повысить привлекательность Таможенного союза в глазах украинских олигархов и населения, усилить финансовую зависимость Киева от Москвы, а также ослабить позиции ЕС и Вашингтона в Киеве.

Это политика и отстаивание интересов правящего в России и Украине класса - сырьевого низкопередельного компрадорско-олигархического капитала. И простые смертные здесь ни при чем - про них вспоминают, как правило, по праздникам, а также в разгар президентских и парламентских выборов. Оффшорную аристократию и коррумпированных чиновников их беды и страдания не сильно волнуют.

  • 0

Добавить комментарий